МЁНШИНГ Густав

Найдено 1 определение
МЁНШИНГ Густав
(1901-1978) - немецкий протестантский исследователь религии и общества, представитель феноменологического подхода в социологии религии. Занимался преподавательской работой - до 1936 г. в Риге, затем был профессором Боннского университета. Наибольшую известность получили труды М. «Священное безмолвие» (1926), «Социология религии» (1947). «Сравнительное религиоведение» (1949), «Религия. Формы существования, структурные типы и законы жизни» (1959), «Социология великих религий» (1966). Сущность религии, по убеждению М. (который следует в этом вопросе воззрениям немецкого теолога Р. Отто и социолога религии Ваха), находится за пределами рациональных определений, поскольку заключена в мистическом (см. Мистика) состоянии переживания «встречи со священным» и не может быть объяснена какими-либо мирскими факторами. В то же время ответ человека на действие священного происходит в формах, имеющих кроме религиозного также и социальное содержание (культ, община и пр.). Репрезентации священного вполне поддаются восприятию людей - ими могут быть тотемные существа, особые природные объекты, зримые образы духов и богов. Процедурные составляющие контакта со священным (молитва, богослужение и пр.) также доступны фиксации и описанию. Это делает возможным эмпирическое исследование религиозных феноменов научными средствами, их систематизацию, выявление социальных значений. Исходя из данного представления. ЗИ. обосновывает смысл и задачи социологии религии. Отправным пунктом в его концепции выступает тезис о несостоятельности объяснения религии с точки зрения социальной детерминации. Если представлять религию как порождение и отражение исторически складывавшихся общественных отношений (как это делает марксизм) или в качестве функционального проявления каких-то социальных потребностей (согласно Дюркгейму), то утрачивается, как полагал М., понимание подлинной надмирной сущности религии, без сохранения которого исследование превращается в искажение своего предмета. М. не отрицал необходимость выяснения связей религиозной сферы со светскими аспектами человеческой жизни, но это должно быть лишь частной социологической задачей, поскольку в любой религии всегда присутствует сверхсоциальное начало. Назначение социологии религии состоит, по М., не в выведении религиозного из социального, но в выявлении социального в религиозном. При этом социологии религии не обойтись без обращения к истории религий и использования приемов сравнительного религиоведения. Однако главными операциями социологического исследования религии должны быть: 1) экспликация общих для разных религий, типологически группируемых социальных проекций священного в религиозном и мирском поведении последователей тех или иных вероисповеданий; 2) установление своеобразия и уникальности социальных воплощений священного в определенных религиозных традициях (так называемая «частная социология религии», изучающая социальные явления в отдельно взятых религиях -для примера М. ссылается на разработку конкретных проблем в трудах Вебера и Трёльча). В этих рамках возможна также и типология индивидуальных носителей священного. М., в частности, рассматривает типы религиозного учителя (имеет непосредственный доступ к миру священного и транслирует истины Откровения или методы духовного спасения) и последователя-ученика (в эзотерических отношениях с учителем овладевает смыслом его духовного опыта и воспроизводит усвоенное в собственных практиках). Таким образом, социология религии предстает в качестве специальной отрасли социологии, способствующей раскрытию социального содержания в сфере религии. К задачам социологии религии М. относит: 1) исследование господствующих взаимосвязей религии со светскими формами общества (семьей, племенем, народом, государством); 2) исследование социальных явлений, возникающих в самих религиях (отношения «учитель - ученики» и «наставник -последователи», различные типы и структура организаций религиозных и т. д.); 3) исследование взаимоотношений между разнообразными религиозными сообществами.

Источник: Социология религии. Словарь.