thought experiments) - см. Идеальный тип.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Мысленный эксперимент
thought experiment), филос. метод, используемый для анализа концепций (в первую очередь концепции идентичности). М.э. направлен на испытание нашей интуиции в вымышленных ситуациях. Напр., если бы человек размножался делением, как амеба, кто из двоих получившихся людей был бы идентичен с человеком, существовавшим до размножения? М.э. используются также в естественных науках: Исаак Ньютон (1642—1727) прибегал к ним, размышляя о природе света, а Альберт Эйнштейн (1879—1955) полагался на них, разрабатывая теорию относительности.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно и условно задаваемых ситуациях. М.Э. может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован натурно, а часто и модельно) или рассматриваться как "проигрывание" будущего реального эксперимента. Образцами самодостаточного М.Э. считаются формулировка Г. Галилеем принципа инертности и М.Э. с пассажиром в падающем лифте А. Эйнштейна, позволивший обосновать принцип эквивалентности эффектов ускорения и тяготения.
В современной науке М.Э. тесно связан с методом математической гипотезы и в целом с интерпретацией математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью компьютеров, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущихся в их взаимодействии между собой. Особым видом М.Э. здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий. По своей логической структуре М.Э. строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз: 1) квазиэмпирической (задание наглядных образов - идеализированных объектов); 2) логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации М.Э. в концептуальных положениях).
Различают три типа М.Э.: 1) конструирующие М.Э., связанные с "пространированием" понятийных фундаментальных схем теории; 2) аналитические М.Э., ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса); 3) синтетические М.Э., выступающие средством конструирования научной гипотезы. Особое место занимает М.Э. в экстраполяционном прогнозировании. Как отдельный тип М.Э. может быть рассмотрен эксперимент экс-постфактум, введенный в научный оборот в середине 1930-х американским социологом Э. Христиансеном и специально процедурно разработанный Ф. Чепиным. В нем отделение контрольной группы от экспериментальной осуществляется уже после того, как экспериментальный фактор сработал без участия со стороны экспериментатора в естественном режиме, т.е. эксперимент мысленно реконструируется на основе данных как бы "задним числом". Так, Христиансен сформулировал гипотезу о влиянии уровня образования на успех в экономической деятельности, выделил группы людей, получивших аттестаты 10 лет назад и продолживших (экспериментальная группа) и непродолживших (контрольная группа) образование и сравнил их по уровню получаемой ими зарплаты. Таким образом, эксперимент экс-постфактум выступает как средство доказательства объяснительной гипотезы через сбор информации о свершившихся событиях в выравненных по каким-либо критериям группах.
В.Л. Абушенко
В современной науке М.Э. тесно связан с методом математической гипотезы и в целом с интерпретацией математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью компьютеров, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущихся в их взаимодействии между собой. Особым видом М.Э. здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий. По своей логической структуре М.Э. строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз: 1) квазиэмпирической (задание наглядных образов - идеализированных объектов); 2) логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации М.Э. в концептуальных положениях).
Различают три типа М.Э.: 1) конструирующие М.Э., связанные с "пространированием" понятийных фундаментальных схем теории; 2) аналитические М.Э., ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса); 3) синтетические М.Э., выступающие средством конструирования научной гипотезы. Особое место занимает М.Э. в экстраполяционном прогнозировании. Как отдельный тип М.Э. может быть рассмотрен эксперимент экс-постфактум, введенный в научный оборот в середине 1930-х американским социологом Э. Христиансеном и специально процедурно разработанный Ф. Чепиным. В нем отделение контрольной группы от экспериментальной осуществляется уже после того, как экспериментальный фактор сработал без участия со стороны экспериментатора в естественном режиме, т.е. эксперимент мысленно реконструируется на основе данных как бы "задним числом". Так, Христиансен сформулировал гипотезу о влиянии уровня образования на успех в экономической деятельности, выделил группы людей, получивших аттестаты 10 лет назад и продолживших (экспериментальная группа) и непродолживших (контрольная группа) образование и сравнил их по уровню получаемой ими зарплаты. Таким образом, эксперимент экс-постфактум выступает как средство доказательства объяснительной гипотезы через сбор информации о свершившихся событиях в выравненных по каким-либо критериям группах.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
разновидность эксперимента, проводимого не в соц. реальности, а на основе информации о соц. явлениях. Все более широко используемой формой Э.м. являются эксперименты на математич. моделях соц. процессов, проводимые на ЭВМ. Отличительной чертой этих экспериментов является их многофакторность - исследователь может одновременно варьировать значениями целого комплекса экспериментальных факторов в динамике их взаимодействия, а не значениями отдельных факторов по очереди. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных соц. процессов, полнее и последовательнее перейти от уровня описания к уровню объяснения, а далее - к уровню прогнозирования. При этом не существует трудностей, характерных для реальных экспериментов - недопустимость эксперимента по экономия., правовым, этич. и др. причинам, невозможность нейтрализации неэкспериментальных переменных, сознательное участие испытуемых в эксперименте и т. п. Но имеются др. трудности - эксперимент на математич. модели возможен лишь там, где природа процесса допускает формализацию и количественное выражение и где процесс достаточно изучен, чтобы формализовать интересующие исследователя взаимосвязи и построить математич. модель. Подобная степень изученности до сих пор достигнута лишь относительно немногих соц. процессов, гл. обр. экономич. и демографич. Сочетание математич. моделирования соц.-экономич. процессов с реальными хозяйственными экспериментами можно считать наиболее целесообразным путем доказательства объяснительных гипотез в производственной сфере. Предварительное проведение Э.м. позволяет выдвигать более точные гипотезы для реальных хозяйственных экспериментов, проведение к-рых связано с немалыми затратами и риском. Изучение соц.-экономич. процесса на основе математич. модели может сильно изменить представление о воздействии экспериментального фактора, иногда даже ставить под сомнение целесообразность, своевременность реального эксперимента в данных условиях. В то же время реальный эксперимент является существенной основой для Э.м., для выработки более точной и обоснованной модели изучаемого процесса. Наряду с экспериментами на математич. моделях заслуживают более широкого распространения и др. виды Э.м. на основе уже собранной информации - различн. приемы и процедуры эксперимент, (причинного) анализа: регрессионного, детерминационного (специально разработанного для соц. информации, в т. ч. данных по номинальной шкале) и др. Экспериментальный анализ как разновидность 3 м. предполагает предварительное проведение теоретич. анализа, четкое формулирование объяснительных гипотез, выделение структуры экспериментальных и неэкспериментальных гипотез, четкое формулирование выравненных экспериментального и контрольного объектов. Деятельность по методу "проб и ошибок" как в реальном, так и мысленном манипулировании различн. факторами далека от экспериментирования, основывающегося на логич. схеме доказательства объяснительных гипотез. Лит.: Моделирование социальных процессов. М., 1970; Математическое моделирование в социологии (методы и задачи). Новосибирск, 1977; Чесноков СВ. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982. П.А. Вихалемм.
Источник: Российская социологическая энциклопедия