НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Наблюдение — направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающееся контролю и проверке.
В широком смысле Н. — способ познания окружающего нас мира. Научное Н. отличается от обыденного, во-первых, тем, что оно направлено на достижение определенной цели — преднамеренного получения специфической информации о конкретных сторонах исследуемого объекта, а во-вторых, что оно проводится по определенной системе, планомерно, с включением в состав его процедур элементов контроля. Наиболее важной характеристикой Н. является непосредственность. Однако в широкой обыденной и научной практике прямое Н. не всегда возможно. Поэтому критическая проверка достоверности результатов Н., полученных другими исследователями, является необходимой и обязательной характеристикой научного Н.
Главными преимуществами непосредственного Н. является то, что оно:
— позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления; — дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще говорить что-либо о своем поведении.
Единицами Н. служат определенные (фиксируемые) стороны социальных взаимодействий, социальные признаки объектов или ситуаций.
Достоинствами Н. как метода сбора социальной информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом Н., а также возможность воспринимать изучаемые явления и процессы оперативно, в момент их возникновения, в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл.
К недостаткам Н. следует отнести влияние исследователя на естественный ход наблюдаемого процесса: вмешиваясь в него, он, таким образом, искажает его подлинный характер.
Н. всегда доступна лишь часть из интересующей совокупности явлений, поэтому оно всегда локально, носит ограниченный в пространстве и времени характер.
Имеются большие проблемы, связанные с фиксацией результатов Н. Как правило, результаты Н. далеко не всегда могут фиксироваться в процессе самого Н. Как следствие, забываются и оказываются не зафиксированными некоторые штрихи и детали. И наоборот, в записях могут появиться не происходившие события или характеристики, вызванные ассоциативным восприятием наблюдателя. Причем выявить как те, так и другие в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно невозможным.
Ряд социальных явлений не могут быть подвергнуты непосредственному Н. (семейные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т.п.).
Основные трудности, связанные с проведением непосредственного Н. можно разделить на три группы: неадекватность и ограниченность наших органов чувств; смешение результатов Н. с выводами; влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом Н. По этим причинам Н. используется в комплексе с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.
Самостоятельное использование метода Н. как метода сбора первичной информации возможно, когда нет жестких требований к репрезентативности выборочной совокупности.
Н. можно классифицировать по следующим основаниям: по уровню формализации самой процедуры Н. (стандартизированное и нестандартизированное); положению наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное); условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное); регулярности проведения (систематические, эпизодические, случайные).
При нестандартизированном Н. целью является лишь общее описание исследуемых процессов и явлений и, что самое главное, описание общей атмосферы, в которой находится наблюдаемый объект. Н. не имеет строгого плана и лишь главный объект определен заранее. Нестандартизированное Н. проводится по плану самого исследователя. Как правило, этот вид Н. применяется на начальных этапах полномасштабного исследования.
Стандартизированное Н. имеет целью получение гораздо более точной картины объекта исследования, проверку имеющихся гипотез. Данный вид Н. применяется при жесткой фиксации наблюдаемых признаков, определенных программой исследования.
В зависимости от степени включения социолога в реальные социальные контакты и общественные отношения в рамках изучаемой группы или явления различают включенное и невключенное Н. При невключенном Н. исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. С его помощью фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмущающее воздействие на объект Н. В этом его основной недостаток. Включенным называется такой вид Н., при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Основное значение включенного Н. — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Включенное Н. подразделяется на скрытое (Н. проводится инкогнито) и открытое (исследуемым известны цели и задачи Н.). Один из основных недостатков включенного Н. — возможная опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпретации.
Систематическое Н. характеризуется строго регламентированным графиком фиксации четко обусловленных явлений и процессов. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции выявленных закономерностей. Эпизодическое Н. отличается от систематического тем, что регламент регистрации изучаемых процессов строго не определяется. Устанавливается либо общее число Н., либо определяются лишь некоторые моменты времени их проведения. Случайным называется такое Н., при котором номенклатура наблюдаемых характеристик и процессов заранее не определяется, а фиксируются лишь интересные, по мнению исследователя, факты.
Полевое Н. проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации. Получаемые сведения отличаются чистотой и достоверностью. Недостаток полевого Н. — воздействие на всех участников разнообразных внешних факторов, не характерных для изучаемой ситуации. Полевое Н. используется в разведывательных и аналитических исследованиях.
Лабораторное (клиническое) Н. — такой вид Н., при котором условия окружающей среды определяются и контролируются исследователем. Его цель состоит в фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. Отсутствие естественной обстановки оказывает возмущающее воздействие на испытуемых, влияет на достоверность получаемых материалов. Применяется в экспериментальных исследованиях и для проверки гипотез.
Процесс Н. состоит из трех этапов: подготовительного, полевого и заключительного. В ходе подготовительного этапа разрабатывается программа Н., составляется сетевой график, оформляются дневники Н., проводятся инструктаж и подготовка наблюдателей. В течение полевого этапа осуществляется собственно процедура Н., фиксируются его результаты, проводится (если необходимо) его коррекция. На заключительном этапе полученная эмпирическая информация обрабатывается, анализируется и оформляется в виде содержательных документов.
Таким образом, Н. является неоспоримой по информативности эмпирической базой для интерпретации событий и процессов, изучение которых с помощью опросных и иных методов невозможно. П.В. Попов
Лит.: Алексеев Л.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации. (Познание через действие). СПб.: Институт социологии РАН (филиал), 1997; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы:
Учеб. пособие. М.: Альфа-М, 2009; Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. 6-е изд. М.: КДУ, 2010; Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Либроком, 2009; Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.