НАЦИОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
НАЦИОЛОГИЯ
(от лат. natio — народ + logos — учение) — формирующаяся научная дисциплина, общая теория наций и национальных отношений. Активным сторонником конституирования Н. в качестве частнофилософской научной дисциплины является широко известный ученый, специализирующийся в области национальных отношений, доктор философских наук, профессор А. Г. Агаев. По мнению А. Г. Агаева, Н. может стать комплексной теорией в том смысле, что она познала бы этносоциальные общности, законы их движения и взаимодействия на всех уровнях познания социальных объектов под углом зрения философии, социологии, политологии, правовой науки, истории, социальной психологии, этики, лингвистики и др. гуманитарных наук. Иначе говоря, Н. охватывала бы общеметодологические принципы, идеи и базовые категории, систему методов, инструментов и понятий, эмпирические и теоретические исследования, логические выводы и выходила бы на разработку практических рекомендаций, аналитических и прогнозных моделей, направленных на совершенствование и гармонизацию внутренней жизни и межнациональных взаимоотношений народов.
По существу Н. выявляет и объясняет общие закономерные тенденции национальной экзистенции, т.е. многостороннего противоречивого существования и жизнедеятельности народа как специфически выделяющейся части национально-разделенного человечества. Объективная реальность всей системы национальных, межнациональных и интернациональных процессов, связей и отношений, обладающих относительной самостоятельностью и придающих историческому процессу многосторонний характер, является веским основанием для объединения разрозненных научных идей об этой области общественной жизни в единую теорию, которую и следует назвать Н, (учением о национальных формах человеческого общежития, экономических, политических и культурных формах эволюции и взаимоотношений национальностей различных типов и воздействия их на социальный прогресс). С теорией нации Н. соотносится как целое с частью, т. к. предмет Н. намного шире, чем предмет теории нации. Она, имея много общего с этнографией и этнологией, в то же время отличалась бы от них своей предметной областью. В существующих теориях нации и национальных отношений исходной категорией принято считать нацию. Между тем нация является одной из социально-исторических форм существования этноса-народа. Понятие «народ», рассматриваемое в качестве живого, динамичного и активного социального организма, должно стать понятием ключевым, базисным для всех наук, исследующих общественные явления, свойства и процессы. Но научные знания о народе в них существуют в разрозненной форме. Цель построения Н. видится в том, чтобы создать единую концептуальную систему понятий, принципов, законов, с помощью которых можно было бы изучить нациологические явления мира как нечто целое.
Построение Н. предполагает решение и такой проблемы, как определение ее места в социально-гуманитарном познании. Каков ее научный статус, в какой системе знаний она должна развиваться и функционировать? По мнению А. Г. Агаева, Н. по своей предметной области, принципам и методам, базисным понятиям является философской наукой. Ее научный статус можно определить как философию национальной экзистенции. Однако это не должно давать основания для умаления научной значимости нефилософских, специальнонаучных проблем Н. Функциями Н. являются: теоретико-познавательная, прогностическая, культурологическая, социальная. Научная Н. необходима обществу для познания национального бытия и поиска консенсуса между народами, стремление к национальному и межнациональному согласию. В нациологической деятельности важное место займет метод экспертных оценок национальных ситуаций, возрастет значение экспертных оценок возможного хода событий при принятии властями тех или иных законов, постановлений и других решений по вопросам, затрагивающим сферу национальных отношений.
Таким образом, Н. призвана стать частью философской науки, раскрывающей сущность и содержание, цели, ценности и результаты национальной жизни и национальной деятельности народов. В процессе взаимодействия нации, с одной стороны, приходят к самосознанию, самопознанию и самоорганизации, а с другой стороны, развиваются в той связи, которая ведет их к все большему накоплению общечеловеческих признаков в специфически национальных формах. В этом же процессе они испытывают необходимость понять друг друга, разобраться в тех или иных взглядах, традициях, ценностях, установках, стереотипах и т. п. Сделать все это можно, изучив не только историю, но и философию национальной экзистенции, наиболее важные проблемы национальной жизни и национальной деятельности. Н. могла бы способствовать комплексному исследованию этих проблем.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.