НАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ
внешнее выражение содержания культуры нации, ее облик, наружный вид. Н. ф. к. отражает собой особенности самой нации, которая является ее творцом и носителем. Следовательно, те особенности, которые характеризуют нацию как историческую категорию и отражаются прежде всего в ее национальной культуре. Национальный язык в первую очередь является формой национальной культуры. Элементом Н. ф. к. является также отражение в культуре народа его национального быта, территории или географической среды, в которой он оформился, живет и развивается, его психического склада или национального характера. В отличие от содержания Н. ф. к. выражает национально-специфические стороны действительности. Национальные особенности органически входят в ткань художественной формы и в единстве с ней образуют то. что называют национальной формой. Разумеется, степень национального своеобразия различна в различных элементах культуры. Национальные языки своим лексическим богатством и грамматическим строем накладывают лишь известный оттенок на оформление естественнонаучной мысли (математика, физика, химия и др.). Что же касается художественной литературы и искусства, то в них национальная форма проявляется более ярко. В песне, танце и музыке воплощаются особенности характера народа, национальные особенности его психологии.
Причем в искусстве, как и в других видах культуры, под национальной формой подразумевается не какой-то отдельно взятый элемент, а сами художественные произведения, отмеченные глубокими связями с родным народом и ярко отражающие особенности его характера, темперамент. К примеру, если взять хореографию, то русский перепляс, украинский гопак, дагестанская лезгинка, белорусская лявониха и т. д. есть конкретные национальные формы ее проявления. Это касается и художественной литературы, и театрального искусства, и других видов культуры.
Национальные особенности форм культуры не оторваны от содержания, поскольку и в содержании художественной культуры обнаруживается национальное своеобразие. Более того, содержание и форма обладают таким свойством, как их переходы друг в друга. То, что выступает формой в одном явлении, приобретает характер в другом. Национальные особенности формы, взаимодействуя с новыми условиями и порожденным ими новым содержанием, становятся способными выразить его. Отбрасывание отживших национальных особенностей форм, не могущих выразить новое содержание культуры, совершенствование тех, которые способны выразить зто содержание и, наконец, создание новых форм, адекватно выражающих новое содержание — все это приводит ко все большему соответствию структур различных форм структуре содержания культуры.
Н. ф. к. — историческая категория. Она возникает и изменяется вместе с народом и его культурой. Всякая национальная культура существует в единстве содержания и формы: социальное содержание играет определяющую роль в развитии культуры, а форма определяется им и оказывает обратное воздействие на содержание и через него на всю культурную жизнь народа. Разумеется, это положение об активности национальной формы верно, если иметь в виду зрелую форму, отвечающую содержанию и отражающую его тенденции к дальнейшему развитию. Устаревшая форма естественно превращается в оковы, и тогда наступает конфликт между содержанием и формой. В своем становлении национальная форма приобретает определенную устойчивость. Возникнув, ее элементы в известном смысле «затвердевают», становятся традицией. Форма по сравнению с содержанием, конечно, отличается большей консервативностью. Но национальная форма — это не только то, что идет из глубин истории данного народа и в силу этого имеет относительную устойчивость и преемственность. Национальная форма и то, что рождено творчеством масс и стало родным, близким, широко распространенным, национальным. Наряду с этим в процессе взаимообогащения национальных особенностей форм культур возникают новые элементы как на основе переосмысления старых форм и выразительных средств культуры своей нации, так и путем творческого восприятия их из культур других наций. Следует отметить, что национальные особенности в искусстве довольно устойчивы, и их обновление происходит не просто.
Национальные особенности органически входят в ткань художественной формы и в единстве с нею образуют то, что называют национальной формой, которая не просто сумма изобразительных (выразительных) средств, а конкретно-историческая форма развития художественной культуры и тем самым эстетического сознания народа. С развитием нации развиваются, обновляются и ее выразительные средства. Те же нации и народности, которые впервые осваивали развитые формы профессионального искусства, меняли, по существу, всю систему выразительных средств. Все это наглядно проявилось на опыте национальной формы культур народов бывшего СССР. За 70 лет национальные формы их культур существенно изменились и обновились, обогатились.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
384.08 кб

Национально-культурные смыслы бытия в формате «Soft & hard power»

Хвощев Владимир Ефимович
Высказывается озабоченность по поводу излишней метафоризации современной гуманитарной науки, предлагается известное научное понятие «активности—пассивности», использование которого может быть более продуктивным по сравнению с полу
Читать PDF
75.07 кб

Социокультурное измерение глобализации: национальная культура в глобальном формате

Серов Александр Павлович
Глобальная культура возможна только в форме взаимопереплетения, взаимовлияния разных национальных культур, где вытеснение одной культуры другой недопустима.
Читать PDF
97.79 кб

Национальный костюм как важнейший знак определенной культурно-исторической формации

Жиенбекова Айнур Абрахмановна
В статье проанализирована проблема бытийной идентификации казахской национальной одежды, в частности мужского и женского костюма, как гармонии традиций и инноваций в этнокультуре; синтез двух начал человеческой культуры определен
Читать PDF
73.22 кб

Национально-культурная автономия как форма этнической самоорганизации: законодательные основы и прак

Дерябина Светлана Римовна