НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Национальная идея
Духовная составляющая жителей государства, играющая важнейшую роль в обеспечении его единства. Она может служить объединению этнических групп с целью защиты от внешних врагов или для более тесного экономического взаимообмена, защиты уязвимого участка государственной границы или возврата утраченных территорий и др.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Понятие, отражающее в сознании людей реальные или мнимые устремления народа страны, его достижения. Нет национальности, которая на каждом этапе своей истории не имела бы своей идеи. Ни одна социальная идея по эффективности воздействия на умы и сердца самого большого круга людей не может сравниться с Н. и. Залог ее успеха – в возможности апеллировать к национальному достоинству и чувству людей. Н. и. – феномен не однозначный. Ее используют в своих интересах как прогрессивные, так и реакционные силы. Под прикрытием “национальной немецкой идеи” пропагандировалось развязывание Второй мировой войны. Под сенью этой же идеи развивались гуманистические по своей природе немецкая художественная культура, музыка, театр. Суть дела не в этикетке, которой пользуются идеологи и политики, а в реальном содержании, приверженности общечеловеческим ценностям, соблюдении справедливости по отношению к другим народам, цензура совести. В рамках пропаганды Н. и. используется как прием внедрения национальных установок. Степень специфичности Н. и. определяется различными показателями, такими как ситуация в стране, наличие в самой идее национального колорита, национального стиля, отражение в ней реальных или надуманных потребностей, глубина и устойчивость эмоционального отношения населения к ее содержанию. Политические лидеры, опирающиеся на идеи, затрагивающие национальное бытие народа, одерживают, как правило, победу над своими противниками. Н. и. не всегда выражает реальные цели и потребности народа. Бывают перекосы, недомыслие и многое другое, порождающее различные иллюзии, неоправданные надежды и разочарования. Идеи, ставшие общенациональными, могут не выражать реальных общегражданских интересов, а содержать мнимые цели и предлагать сомнительные средства достижения, носителями которых бывают в большинстве случаев националисты.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
форма самопознания нации, отражающая наиболее значимые для определенного периода национальной истории интересы народа. Н. и. нацелена на преобразование национального бытия, достижение исторически значимых устремлений народа. Интересы, заложенные в Н. и., могут быть связаны или с социально-экономическим прорывом в новое качественное состояние, или с национальным возрождением, или с достижением свободного развития и национального самоопределения, или с национально-освободительной борьбой и т. д. Н.и. охватывает сознание, мысли, взгляды широких национальных масс, хотя и зарождается она в сознании большей частью элитарных структур. Она тем не менее через систему средств массовой информации, образования, церковь, семью распространяется в народных низах. В качестве примеров зарождения Н. и. и овладения ею массами можно привести следующие. На протяжении более пятисот лет английская нация была одержима идеей мирового господства, немецкая нация - свыше двухсот лет вплоть до разгрома германского фашизма во второй мировой войне своей Н. и. выдвигала «расширение жизненного пространства». Во имя ее осуществления она развязывала множество войн, в том числе две мировые. В них Германия оказывалась побежденной, но тем не менее вновь и вновь выступала с навязчивой Н. и. о «жизненном пространстве», которое должно было расширяться за счет восточных территорий, т.е. славянских земель. Современная североамериканская нация одержима идеей «мирового господства», «американизации мира». В этих целях она пропагандой и насилием навязывает другим народам свои стандарты и символы, коды и нормы, разрушая их национально-культурный мир и национальную психологию.
Поскольку Н. и. является наиболее активным, созидательным компонентом самосознания народа, они и определяют преимущественно его реальное содержание, формы проявления и социальные функции. Вследствие внутренней противоречивости национальное самосознание в одно и то же время является оборонительным и наступательным, Практическое значение Н. и. определяется ее объективным содержанием. Идеи, глубоко отражающие национальное бытие, выражающие устремления передовых национальных сил, овладевая массами народа, становятся активной силой в преобразовании действительности. Н. и., искажающие действительность, берутся на вооружение реакционными силами, тормозящими национальный прогресс.
Проблема Н. и. была одной из актуальных в русской национально-философской, этической и политической мысли. Она ставилась П. Чаадаевым и А. Герценом, В. Белинским и Н. Чернышевским, В. Соловьевым и Н. Бердяевым. В ее основе находилась проблема выбора исторического пути развития России — западноевропейского или самобытно-славянского. Политика, начатая еще со времен Петра Первого, то обостряясь, то ослабевая, продолжается по настоящее время. В условиях современных преобразований в общественной жизни, осуществляемых в России, вновь обрела актуальность. Русская нация все более склоняется к национальному развитию - на основах органического синтеза славянской цивилизации с романо-германской цивилизацией и возрождения национальной духовности на основе православно-христианской религии. См.: Национальная идеология, Национальное сознание, Русская идея.
Поскольку Н. и. является наиболее активным, созидательным компонентом самосознания народа, они и определяют преимущественно его реальное содержание, формы проявления и социальные функции. Вследствие внутренней противоречивости национальное самосознание в одно и то же время является оборонительным и наступательным, Практическое значение Н. и. определяется ее объективным содержанием. Идеи, глубоко отражающие национальное бытие, выражающие устремления передовых национальных сил, овладевая массами народа, становятся активной силой в преобразовании действительности. Н. и., искажающие действительность, берутся на вооружение реакционными силами, тормозящими национальный прогресс.
Проблема Н. и. была одной из актуальных в русской национально-философской, этической и политической мысли. Она ставилась П. Чаадаевым и А. Герценом, В. Белинским и Н. Чернышевским, В. Соловьевым и Н. Бердяевым. В ее основе находилась проблема выбора исторического пути развития России — западноевропейского или самобытно-славянского. Политика, начатая еще со времен Петра Первого, то обостряясь, то ослабевая, продолжается по настоящее время. В условиях современных преобразований в общественной жизни, осуществляемых в России, вновь обрела актуальность. Русская нация все более склоняется к национальному развитию - на основах органического синтеза славянской цивилизации с романо-германской цивилизацией и возрождения национальной духовности на основе православно-христианской религии. См.: Национальная идеология, Национальное сознание, Русская идея.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.