НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ
национальная самобытность
national / ethnic identity. - Особенно - сти национальных культурных традиций, обычаев, интересов, возможностей, проблем. См. идентичность, идентичность культурная.
НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ
специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей. Это прежде всего уклад жизни, национальные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, национальная кухня и т. д. В целом Н. с. наиболее ярко и рельефно проявляется в национальной культуре и психологии людей. Н. с. любого этноса обусловливается средой его обитания, историческими условиями формирования этноса, его многовековым жизненным опытом. Немаловажное значение имеют этнические контакты, их длительность и интенсивность. Иноэтнический опыт, приобретенный в результате межэтнического общения, становится частью национальной жизни данного народа, обогащая его национально-этнические черты.
Н. с. — объективное свойство любой социально-этнической общности наряду с интернациональными чертами, Всякое игнорирование Н. с., равно как и ее раздувание, абсолютизация ведут лишь к национальным обидам, ущемлению национальных чувств, с одной стороны, и к национальной обособленности, самолюбованию — с другой. В свою очередь, это может вести к обострению межнациональных отношений. Н.с. не следует смешивать с национальной исключительностью. Последнее является проявлением гипертрофированного национального чувства, болезненного национального самосознания. Ведь национальное включает в себя не только национально-самобытное, национально-специфическое, но и интернационально-общее, то, что сближает, объединяет народы. Поэтому претензии на исключительность, «превосходство» какой-либо социально-этнической общности не имеют оснований, противоречат действительности. Н. с. не есть нечто застывшее, раз навсегда данное, неизменное социально-историческое явление. Как и любое явление оно развивается, обогащается главным образом в ходе межэтнического общения и взаимовлияния. В результате этого процесса некоторые черты и стороны национально-самобытного могут становиться общими и для других народов, т.е. интернациональными. Вместе с тем отдельные элементы национально-особенного не выдерживают испытания временем, становятся архаическими и не отвечают новым изменившимся условиям жизни народов. Абсолютизация национальной самобытности, особенно архаического в ней (в культуре, традициях и т. д.) ведет к возникновению чувства национальной спеси и превосходства. Абсолютизация национально-специфического ведет далее к самоизоляции, лишает нации взаимообмена лучшими достижениями и в конечном итоге обедняет национальную культуру и в целом духовную жизнь народа.
Сама по себе Н. с. не может отгораживать один народ от другого. Наоборот, чем более национально-самобытным является народ, чем ярче он играет многоцветьем красок, тем больший интерес вызывает к себе у других народов. Именно в Н. с. заключена, прежде всего, самоценность любого народа. Внимательное, бережное отношение к Н. с. — непременное условие стабильности межнациональных отношений, сближения и взаимообогащения народов.
Н. с. — объективное свойство любой социально-этнической общности наряду с интернациональными чертами, Всякое игнорирование Н. с., равно как и ее раздувание, абсолютизация ведут лишь к национальным обидам, ущемлению национальных чувств, с одной стороны, и к национальной обособленности, самолюбованию — с другой. В свою очередь, это может вести к обострению межнациональных отношений. Н.с. не следует смешивать с национальной исключительностью. Последнее является проявлением гипертрофированного национального чувства, болезненного национального самосознания. Ведь национальное включает в себя не только национально-самобытное, национально-специфическое, но и интернационально-общее, то, что сближает, объединяет народы. Поэтому претензии на исключительность, «превосходство» какой-либо социально-этнической общности не имеют оснований, противоречат действительности. Н. с. не есть нечто застывшее, раз навсегда данное, неизменное социально-историческое явление. Как и любое явление оно развивается, обогащается главным образом в ходе межэтнического общения и взаимовлияния. В результате этого процесса некоторые черты и стороны национально-самобытного могут становиться общими и для других народов, т.е. интернациональными. Вместе с тем отдельные элементы национально-особенного не выдерживают испытания временем, становятся архаическими и не отвечают новым изменившимся условиям жизни народов. Абсолютизация национальной самобытности, особенно архаического в ней (в культуре, традициях и т. д.) ведет к возникновению чувства национальной спеси и превосходства. Абсолютизация национально-специфического ведет далее к самоизоляции, лишает нации взаимообмена лучшими достижениями и в конечном итоге обедняет национальную культуру и в целом духовную жизнь народа.
Сама по себе Н. с. не может отгораживать один народ от другого. Наоборот, чем более национально-самобытным является народ, чем ярче он играет многоцветьем красок, тем больший интерес вызывает к себе у других народов. Именно в Н. с. заключена, прежде всего, самоценность любого народа. Внимательное, бережное отношение к Н. с. — непременное условие стабильности межнациональных отношений, сближения и взаимообогащения народов.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.