Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве.
Национально-государственное строительство
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Национально-государственное строительство
Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве. Наибольшую остроту приобретает в революционные периоды, в период национально-государственного размежевания народов, при определении между ними границ. Иногда важнейшая составляющая Н.-г.с. - языковое строительство - по соображениям экономического или исторического характера, игнорируется.
См. также: Национальное государство, Языковая политика, Языковое строительство
См. также: Национальное государство, Языковая политика, Языковое строительство
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
(англ. - national statemaking; нем. - national-staatliche Aufbau) - выражение, распространившееся гл.обр. в советском обществоведении для обозначения основного направления в советской национальной политике ( см.) по созданию различных форм национально-территориальной автономии. В.И.Ленин и его сторонники по РСДРП, разрабатывая программу партии по национальному вопросу для многонациональной России, отвергли концепцию национально-культурной автономии (см.), получившую широкое распространение среди видных марксистов Австро-Венгрии (О.Бауэр, К.Риттер и др.), и положили в основу своей программы тезис о праве наций (народов) на самоопределение в пределах территорий их расселения вплоть до политического отделения и образования самостоятельного государства. Эта концепция национально-территориальной автономии была воплощена в жизнь после Октябрьской революции 1917 г. путем создания национальных союзных и автономных республик, областей и округов, что шло в русле национальной (этнической) парадигмы (см.), вступившей в противоречие с предыдущими марксистско-ленинскими установками на всемерную интернационализацию жизни и слияние наций.
Практика НГС затруднялась сильным территориальным смешением национальностей во многих областях страны, а также неотчетливостью этнического (национального) самосознания (см.), особенно в этнически переходных зонах (между русскими, украинцами и белорусами, между казахами и узбеками и т.п.). При этом национально-административное размежевание осуществлялось на основе двух различных принципов. По одному из них в границы создаваемых национальных республик или областей включались лишь наиболее компактные этнические ареалы, чтобы данный этнос составлял в этих границах достаточно высокий процент от всего населения (например, при создании Марийской и Мордовской АССР); по другому, более часто используемому, в национально-административные границы страрались включить как можно больше ареалов соответствующего этноса с иноэтническими пространствами между ними, хотя сама “титульная” национальность в этом случае обычно оказывалась в этих границах национальным меньшинством (например, при создании Башкирской и Казахской АССР); иногда для одного этноса создавалось несколько автономий, например для бурят - Автономная республика и два автономных округа ( в Иркутской и Читинской областях). Кроме того, нередко учитывались уже сложившиеся экономические связи, относительная “жизнеспособность” создаваемой национальной республики или области, а иногда и политическая конъюнктура; так Нагорно-Карабахская область, населенная преимущественно армянами и отделенная от Армении сравнительно узким слабозаселенным пространством, была отнесена не к Армении, а к Азербайджану, что впоследствие привело к острому межэтническому и межреспубликанскому конфликту. Сравнительно просто обстояло дело в этнически переходных зонах ( например, между русскими, украинцами и белорусами), так как там именно административные границы становились рубежом, по разные стороны которого люди, очень близкие в языково-культурном отношении, ориентировали свое самосознание на принадлежность к “титульной” национальности соответствующей республики или области. Особо следует отметить случаи, когда национальные республики или области создавались сразу для двух национальностей, например на Северном Кавказе: Кабардино-Балкарская АССР, Чечено_Ингушская АССР и др.
Статус национально-территориальной автономии при НГС определялся гл.обр. по количественным критериям; так, для малочисленных народов Севера и Сибири были созданы национальные (автономные) округа, для большинства сравнительно крупных народов Поволжья - автономные области, которые по мере социально-экономического и культурного развития преобразовывались в республики и т.д.; для крупных народов Закавказья были сразу же образованы республики и т.п. Иногда к этому присоединялись и политические мотивы: так Карельская АССР в 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР, а затем - в тех же границах - обратно в Карельскую АССР. Аналогичным образом осуществлялось НГС в Югославии, где были созданы национальные в своей основе республики: Сербия, Хорватия, Словения и др., а в составе Сербии - два автономных края - Воеводина и Косово со специфическим этническим составом населения.
Новым этапом НГС в Советском Союзе можно считать конец 1980-х-начало 1990-х гг., когда волны поднявшихся националистических и национал-сепаратистких движений стали разваливать прежнюю национально-административную структуру страны; именно в это время четко обозначилась тенденция как к повышению статуса прежних образований - автономных областей - в автономные республики, а автономные республики - в союзно-федеративные, так и тенденция бывших союзных республик к полному отделению и созданию политически независимых государств, что и привело к распаду Советского Союза. Аналогичные процессы развивались в Югославии и Чехословакии (см.также “Национализм “).
ЛИТ.: История национально-государственного строительства в СССР, т.1-2, М., 1970.
Pipes R. The Formation of the Soviet Union, Cambridge, 1954.
Statemaking and social movements: Essays in history and theory, Ann Arbor, 1984.
В.И.Козлов
Практика НГС затруднялась сильным территориальным смешением национальностей во многих областях страны, а также неотчетливостью этнического (национального) самосознания (см.), особенно в этнически переходных зонах (между русскими, украинцами и белорусами, между казахами и узбеками и т.п.). При этом национально-административное размежевание осуществлялось на основе двух различных принципов. По одному из них в границы создаваемых национальных республик или областей включались лишь наиболее компактные этнические ареалы, чтобы данный этнос составлял в этих границах достаточно высокий процент от всего населения (например, при создании Марийской и Мордовской АССР); по другому, более часто используемому, в национально-административные границы страрались включить как можно больше ареалов соответствующего этноса с иноэтническими пространствами между ними, хотя сама “титульная” национальность в этом случае обычно оказывалась в этих границах национальным меньшинством (например, при создании Башкирской и Казахской АССР); иногда для одного этноса создавалось несколько автономий, например для бурят - Автономная республика и два автономных округа ( в Иркутской и Читинской областях). Кроме того, нередко учитывались уже сложившиеся экономические связи, относительная “жизнеспособность” создаваемой национальной республики или области, а иногда и политическая конъюнктура; так Нагорно-Карабахская область, населенная преимущественно армянами и отделенная от Армении сравнительно узким слабозаселенным пространством, была отнесена не к Армении, а к Азербайджану, что впоследствие привело к острому межэтническому и межреспубликанскому конфликту. Сравнительно просто обстояло дело в этнически переходных зонах ( например, между русскими, украинцами и белорусами), так как там именно административные границы становились рубежом, по разные стороны которого люди, очень близкие в языково-культурном отношении, ориентировали свое самосознание на принадлежность к “титульной” национальности соответствующей республики или области. Особо следует отметить случаи, когда национальные республики или области создавались сразу для двух национальностей, например на Северном Кавказе: Кабардино-Балкарская АССР, Чечено_Ингушская АССР и др.
Статус национально-территориальной автономии при НГС определялся гл.обр. по количественным критериям; так, для малочисленных народов Севера и Сибири были созданы национальные (автономные) округа, для большинства сравнительно крупных народов Поволжья - автономные области, которые по мере социально-экономического и культурного развития преобразовывались в республики и т.д.; для крупных народов Закавказья были сразу же образованы республики и т.п. Иногда к этому присоединялись и политические мотивы: так Карельская АССР в 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР, а затем - в тех же границах - обратно в Карельскую АССР. Аналогичным образом осуществлялось НГС в Югославии, где были созданы национальные в своей основе республики: Сербия, Хорватия, Словения и др., а в составе Сербии - два автономных края - Воеводина и Косово со специфическим этническим составом населения.
Новым этапом НГС в Советском Союзе можно считать конец 1980-х-начало 1990-х гг., когда волны поднявшихся националистических и национал-сепаратистких движений стали разваливать прежнюю национально-административную структуру страны; именно в это время четко обозначилась тенденция как к повышению статуса прежних образований - автономных областей - в автономные республики, а автономные республики - в союзно-федеративные, так и тенденция бывших союзных республик к полному отделению и созданию политически независимых государств, что и привело к распаду Советского Союза. Аналогичные процессы развивались в Югославии и Чехословакии (см.также “Национализм “).
ЛИТ.: История национально-государственного строительства в СССР, т.1-2, М., 1970.
Pipes R. The Formation of the Soviet Union, Cambridge, 1954.
Statemaking and social movements: Essays in history and theory, Ann Arbor, 1984.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов