НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(далее — национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Н.-к. а. является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием. Н.-к. а., не ущемляя прав субъектов РФ, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свои права:
создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;
формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны:
получать поддержку со стороны органов государственной власти;
обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;
учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;
принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры:
приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа:
участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды:
устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами:
участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ Н.-к. а. могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности Н.-к. а. не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности Н.-к. а. Право на Н.-к. а. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на Н.-к. а. не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. Н.-к. а. могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Местные Н.-к. а. могут образовывать региональную Н.-к. а. Если в пределах субъекта РФ создана только одна местная Н.-к а. граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то Н.-к. а. может приобрести статус региональной Н.-к. а.
Региональные Н.-к. а. двух или более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными Н.-к. а. Федеральные Н.-к. а. граждан Российской Федерации, носящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными Н.-к. а. двух или более субъектов РФ. Если в пределах РФ создана только одна региональная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, то Н.-к. а. может приобрести статус федеральной Н.-к. а. Федеральные, региональные Н.-к. а. граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область и органы государственной власти субъектов РФ, могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных Н.-к. а. и субъектов Российской Федерации. Н.-к. а. учреждаются в соответствии с законодательством РФ и с учетом особенностей Н.-к. а.
Местные Н.-к. а. учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений. Региональные Н.-к. а. учреждаются на конференциях (съездах) делегатами местных Н.-к. а. Федеральные Н.-к. а. граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждаются на съездах делегатами региональных Н.-к. а. Регистрация Н.-к. а. проходит в органах юстиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При Правительстве Российской Федерации создается консультативный совет по делам Н .-к. а., который является совещательным органом и действует на общественных началах. Консультативный совет по делам Н.-к. а. при Правительстве Российской Федерации осуществляет согласование деятельности Н.-к. а., содействует установлению и укреплению связей между ними; представляет и защищает в органах государственной власти РФ культурные и социальные интересы этнических общностей; участвует в подготовке федеральных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
Консультативный совет по делам Н.-к. а. при Правительстве Российской Федерации состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной Н.-к.а. При органах исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам Н.-к. а. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам Н.-к. а. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», принятый в июне 1996 г., определяет правовые основы Н.-к. а. в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.