комплекс мер, действий, условий, направленных на поддержание, развитие и подъем национальной культуры. Н.-к. с. включает: ликвидацию неграмотности (создание письменности для бесписьменных народов), создание очагов культуры (особенно в сельской местности), создание условий для развития народного творчества, профессиональных художественных коллективов, литературы и искусства, создание и рост кадров национальной интеллигенции и др. В СССР с первых лет его образования началось Н.-к. с. на национальных окраинах. Уже в 20-30-е гг., проводился курс на коренизацию, т.е. на подготовку кадров специалистов: учителей, врачей, инженеров, научных работников, деятелей искусства и т. п., относящихся к титульным национальностям союзных и автономных республик, автономных областей и округов. Это позволило сформировать и расставить на решающих участках общественной жизни крайне необходимые здесь национальные кадры. Таким образом, росту интеллектуального потенциала отстающих в своем развитии социально-этнических общностей государство уделяло неослабное внимание.
В национальных районах СССР осуществлялись акции по подъему культурного и образовательного уровня коренного населения, созданию профессиональных форм искусства. В итоге на местах стали закладываться основы музыкального, театрального, изобразительного и др. искусства. Государственные органы всячески поощряли создание литературы на родных языках с учетом местных или национальных традиций. Более 50 народов впервые получили свою письменность лишь в 20-30-е гг. Появление письменности весьма основательно продвинуло вперед дело Н.-к. с. Основными составляющими национальной культуры являются история собственного народа, его язык, обычаи, традиции, обряды и т. д. Можно сказать, что в СССР все эти элементы национальной культуры получили свое дальнейшее развитие. Больших высот достигли литература и искусство народов СССР. Об этом свидетельствуют многочисленные декады национальных литератур и искусства, проведенные в Москве, союзных и автономных республиках. Дни национальных республик регулярно проводились в других странах мира, в рамках ЮНЕСКО, ООН и других международных организаций.
В ходе Н.-к. с. обогащалась национальная культура всех народов СССР. Многие народы впервые встали на путь развития профессиональной культуры. Обогатились национальные формы и жанры культуры. Так, десятки народов страны создали такие жанры искусства, как опера, классический балет, симфоническая музыка, хоровое пение, джазовая музыка и др. Но самое главное заключалось в том, что национальная культура стала достоянием народа, к ней приобщились широкие слои населения, ранее не имевшие доступа к культурным достижениям.
К сожалению, за последние годы многое из созданного в культуре потеряно или разрушено. Культура стала финансироваться по остаточному принципу. Фактически культура оказалась на «голодном пайке». Трудно найти в истории России другой период, когда бы так деградировала национальная культура, как это происходило в 90-е гг. XX в. Можно сказать, что Н.-к. с. оказалось прерванным.