одна из форм общественного сознания, род практически-духовного освоения мира у того или иного народа, нации. Существуют различные виды Н. и., отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, киноискусство). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, декоративно-прикладное и промышленное искусство, архитектура).
В процессе взаимодействия национальных культур Н. и. обогащается новыми видами и жанрами. Так, искусство народов Средней Азии, взаимодействуя с русским искусством, а также искусством других народов СССР и зарубежных народов, усвоило немало новых видов и жанров: оперу, классический балет, симфоническую музыку, роман как жанр художественного произведения и др. Специфика процесса взаимодействия Н. и. заключается в том, что достижения одной культуры, новые средства выражения, благодаря которым они становятся достоянием художественной культуры нации, не обязательно воспринимаются в готовом виде. Виды, жанры, выразительные средства Н. и. воспринимаются творчески, видоизменяясь в национальные формы другого народа. Следствием социокультурной стратификации современного общества является разделение Н. и. на народное и профессиональное. Национальное и общенародное искусство (особенно в многонациональном обществе) не тождественные явления. Искусство каждого народа отличается своеобразием, отраженным в национальной (этнической) символике, исторической, в том числе этнической, памяти. Познать и понять ее — значит раскрыть «тайну» Н. и. (его потаенный смысл) и тем самым найти мост для «встречи» разных культур,