важнейший принцип национальной политики демократического многонационального государства в национальном вопросе. Обычно этот принцип провозглашается конституциями и иными нормативно-правовыми актами государства. Так, в Конституции Российской Федерации записано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности (ст. 19). Конституционные нормы предполагают соблюдение Н.p. как по «вертикали», т.е. перед общим законом, так и по «горизонтали», т.е. между самими нациями.
Однако между правовыми нормами и фактическим положением в области равенства прав наций и этнических групп бывают те или иные расхождения. Равенство прав, закрепленное в конституциях государств, не везде и не всегда соблюдается в жизни. Имеет место неприкрытая или завуалированная дискриминация по национальному или расовому признаку. Нарушение Н. р. — источник межнациональной напряженности, розни и конфликтов в многонациональном государстве. Соблюдение же принципа Н. р. является наиболее прочной гарантией межнациональной стабильности, единства и целостности полиэтнических сообществ. В Российской Федерации Н. р. должно проявляться также в равноправии субъектов Федерации. Конституция специально подчеркивает важное значение этого принципа федеративного устройства. В ст.5 Конституции РФ записано: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Однако реально имеются существенные различия в правовом положении субъектов Федерации. Так, в вопросе государственной организации субъектов выделяются республики, обладающие признаками государства и особыми правами. Все другие субъекты РФ не имеют своих конституций, гражданства, высших органов государства, государственных символов.
Кроме того, Н. р. не соблюдается в самих национальных республиках, поскольку существует деление населения этих республик на «титульное» и «нетитульное». В этих условиях титульное население автоматически располагает привилегированным, льготным положением. И, наоборот, граждане нетитульных национальностей оказываются в положении людей «второго сорта»: они ущемлены в правах, им затруднен или ограничен доступ к занятию должностей во властных структурах, к получению высшего образования, нарушаются их социальные права и т. п. Такое положение неизбежно создает атмосферу межнационального недоверия и напряженности, ведет к оттоку нетитульного населения из республик. См.: Межнациональное общение, Суверенитет национальный, Фактическое равенство народов.