НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Национальное самосознание
осознание индивидом принадлежности к определенной нации как социально-экономической и политической общности.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей и интересов в качестве органической составляющей, элемента бытия нации, народа.
самосознание национальное
осознание индиви дами своей принадлежности к этносу. - Литература: Дробижева Л.М. Социальные проблемы в межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003; Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм (интегральная теория). М., 1999.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
национальное самосознание
ethnic awareness. - Осознание членами нации своих особенностей, отличающих их от других народов и наций; неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и его наиболее характерное выражение. Продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа. См. менталитет, ментальность, самосознание, характер национальный. национальное сознание. См. менталитет.
Национальное самосознание
Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. Н.с. - неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и ее наиболее характерное выражение. Проблемы Н.с. требуют повышенного внимания, так как его живучесть, динамизм, потенциальная сила делают его объектом политических спекуляций, что может привести к деструктивному результату.
См. также: Национальная культура, Национальная специфика
См. также: Национальная культура, Национальная специфика
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен Н. с. в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. Н. с. является очень сложным интеллектуальным продуктом.
В его структуру входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. Подобное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме “традиционной” части в него входят моменты идеологического и сверхнационального характера. Моменты идеологии отражают национальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением. Каждый представитель нации осознает себя как ее часть (самоидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является сновой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации. После распада СССР для многих политиков Н. с. неожиданно получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности; на его основе не удается разрешить имеющиеся социальные противоречия.
В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы усиливается тенденция сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений, к социальной деградации.
В его структуру входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. Подобное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме “традиционной” части в него входят моменты идеологического и сверхнационального характера. Моменты идеологии отражают национальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением. Каждый представитель нации осознает себя как ее часть (самоидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является сновой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации. После распада СССР для многих политиков Н. с. неожиданно получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности; на его основе не удается разрешить имеющиеся социальные противоречия.
В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы усиливается тенденция сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений, к социальной деградации.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и чувство, основанные на признании уникального своеобразия, связанного с осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности. Субъективная сторона реально существующей общности, выраженная в осознании народом себя как особой этнической общности. Конституируется путем осознания отличия от других общностей при одновременном уподоблении и объединении людей внутри этноса. Выражается в субъективном переживании человеком своей индивидуальности, понятой как целостности и уникальности, определяемых национальной принадлежностью и чувством общности с конкретным этносом.
Н.С. - продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа. Основывается на представлении о своем происхождении, осознании себя как представителя человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиологическими свойствами, внешнем обликом, определенными традициями и культурными ценностями и ролью в жизни народа, к которому себя причисляешь. Н.С. личности проявляется как осознание себя в качестве носителя свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям. Является условием сохранения преемственности традиций и обычаев своего народа, основой для его социального и культурного развития.
Исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности. В структуре сознания из всех компонентов чувство национальной принадлежности является наиболее ранимым. Обостренное чувство Н.С. присуще представителям творческой интеллигенции, в различной степени оно проявляется среди представителей различных социальных категорий населения. Идентичность, основанная на включении в национальные группы адекватна и конструктивна в том случае, когда индивид осознает парциальность, а в некоторых с случаях, временность своей принадлежности к ним.
Н.С. - важное средство сохранения нации, раскрытия ее творческих возможностей в строительстве свободного, демократического общества. В демократическом, многонациональном государстве Н.С. может размываться, становится неактуальным, его ценность становится относительной. Исторически формированию Н.С. предшествовало развитие национального движения в колониях и полуколониях. Н.С. большинства народов мира оформилось в конце 18 - 20 в., когда на различных континентах сформировались современные нации (английская, немецкая, французская, японская и др.). Н.С. сыграло конструктивную роль в процессе образования наций, их консолидации, освобождении народов, их самоопределении, сохранении и развитии самобытной культуры и традиций народов мира. Н.С. - глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления. Характер и уровень развития Н.С. может быть установлен в результате социологических исследований, опросов общественного мнения, анализа публикаций и писем граждан, изучения особенностей языка, включая фразеологию и терминологию. Анализ Н.С. - важное направление познания социальных законов, путь раскрытия антропологического смысла политических ориентиров, объяснения конкретных социально-политических ситуаций.
С.П. Винокурова
Н.С. - продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа. Основывается на представлении о своем происхождении, осознании себя как представителя человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиологическими свойствами, внешнем обликом, определенными традициями и культурными ценностями и ролью в жизни народа, к которому себя причисляешь. Н.С. личности проявляется как осознание себя в качестве носителя свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям. Является условием сохранения преемственности традиций и обычаев своего народа, основой для его социального и культурного развития.
Исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности. В структуре сознания из всех компонентов чувство национальной принадлежности является наиболее ранимым. Обостренное чувство Н.С. присуще представителям творческой интеллигенции, в различной степени оно проявляется среди представителей различных социальных категорий населения. Идентичность, основанная на включении в национальные группы адекватна и конструктивна в том случае, когда индивид осознает парциальность, а в некоторых с случаях, временность своей принадлежности к ним.
Н.С. - важное средство сохранения нации, раскрытия ее творческих возможностей в строительстве свободного, демократического общества. В демократическом, многонациональном государстве Н.С. может размываться, становится неактуальным, его ценность становится относительной. Исторически формированию Н.С. предшествовало развитие национального движения в колониях и полуколониях. Н.С. большинства народов мира оформилось в конце 18 - 20 в., когда на различных континентах сформировались современные нации (английская, немецкая, французская, японская и др.). Н.С. сыграло конструктивную роль в процессе образования наций, их консолидации, освобождении народов, их самоопределении, сохранении и развитии самобытной культуры и традиций народов мира. Н.С. - глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления. Характер и уровень развития Н.С. может быть установлен в результате социологических исследований, опросов общественного мнения, анализа публикаций и писем граждан, изучения особенностей языка, включая фразеологию и терминологию. Анализ Н.С. - важное направление познания социальных законов, путь раскрытия антропологического смысла политических ориентиров, объяснения конкретных социально-политических ситуаций.
С.П. Винокурова
Источник: Социология: энциклопедия
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Н. с. как составная часть психического компонента нации означает осознание этой общности ее сочленами в качестве особенного, отличного от других образований, равно как и отнесение их самих к данному национальному коллективу.
О. Бауэр считал, что понятие «Н. с.» не означает ничего иного, кроме «простого сознания принадлежности к нации, сознания самобытности нации и ее отличия от других». Национальное самосознание, писал В. Соловьев, следует считать естественным чувством, а его развитие — «великим успехом в истории человечества». Н. с. формируется в процессе взаимодействия народов друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, интересов и потребностей, различий культуры, языков, территорий расселения, особенностей хозяйственной и духовной жизни, специфики характера и психологии, обрядов и традиций. Чтобы понять и оценить себя, нужно видеть себя в зеркале иной национальности. Представление народа о себе как об особой реальности дает возможность оценить себя в сравнении с другими. Так возникали автостереотипы и национальные стереотипы.
Структура Н. с. сложна, имеет различные уровни. Его первичным и основным элементом является сознание этнической принадлежности, которое возникает еще задолго до формирования нации. Н. с. включает рациональные и эмоциональные компоненты. Таким образом, Н. с. одновременно выступает элементом идеологии и национальной психологии, ибо оно выражает сознание и чувство принадлежности людей к своей национальной общности. Н. с. появляется первым в процессе возникновения этносоциальной общности и исчезает последним при естественной или насильственной ассимиляции. Н, с. длительное время может находиться в скрытом состоянии. Однако в определенных условиях оно может легко и быстро проявиться, охватывая значительные массы людей. Это легко прослеживается в современном мире в целом и в частности в России и государствах ближнего зарубежья, где наблюдается бурный рост Н. с.
В основе роста Н. с. лежат, прежде всего, объективные факторы, и стремление помешать этому процессу является антинациональным, антидемократическим действием. Динамизм и потенциальная сила Н. с. делают его объектом спекуляции со стороны различных политических сил. Особенно часто это происходит на переходных этапах, в период острых кризисных ситуаций. Именно тогда силы, теряющие власть или рвущиеся к ней, пытаются «переплавить» Н. с. в националистические чувства, канализировать его в деструктивное русло. Все это требует повышенного внимания к проблемам Н. с., всестороннего, глубокого и объективного анализа и учета его при принятии любых политических решений.
Н. с., особенно если нет препятствий для его правильного выражения (в многонациональных странах, где национальные меньшинства ущемляются, существует немало препятствий политического, экономического и морального характера для свободного выявления Н. с. и родного языка), является наиболее важным этническим определителем. Вырабатываемое в течение длительного исторического времени это самосознание, хотя и является обобщенным отображением всех элементов, образующих этническую общность, приобретает известную самостоятельность. Поэтому оно может сохраняться и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при смене ими своего родного языка. Н. с. может оказывать обратное воздействие на некогда породившие его факторы, напр., вызывать движения на воссоединение национальных территорий или на возрождение родного языка.
Самосознание обычно достаточно четко выражено у народов, достигших высокой степени национальной консолидации. Однако встречаются большие группы людей, у которых Н. с. расплывчато. В первую очередь, это этносы, сохранившие родоплеменное деление. У таких народов низкий уровень социально-экономического развития и отсутствие центров национальной консолидации затрудняют общение и культурные связи между отдельными их группами, которые часто пользуются особыми диалектами и у которых сохраняется племенное самосознание (иногда вместе с сознанием принадлежности к определенному этносу). Нечеткое Н. с. характерно и для таких групп населения, как иммигранты, двуязычные группы, живущие вдоль этнических границ, и т.д.
О. Бауэр считал, что понятие «Н. с.» не означает ничего иного, кроме «простого сознания принадлежности к нации, сознания самобытности нации и ее отличия от других». Национальное самосознание, писал В. Соловьев, следует считать естественным чувством, а его развитие — «великим успехом в истории человечества». Н. с. формируется в процессе взаимодействия народов друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, интересов и потребностей, различий культуры, языков, территорий расселения, особенностей хозяйственной и духовной жизни, специфики характера и психологии, обрядов и традиций. Чтобы понять и оценить себя, нужно видеть себя в зеркале иной национальности. Представление народа о себе как об особой реальности дает возможность оценить себя в сравнении с другими. Так возникали автостереотипы и национальные стереотипы.
Структура Н. с. сложна, имеет различные уровни. Его первичным и основным элементом является сознание этнической принадлежности, которое возникает еще задолго до формирования нации. Н. с. включает рациональные и эмоциональные компоненты. Таким образом, Н. с. одновременно выступает элементом идеологии и национальной психологии, ибо оно выражает сознание и чувство принадлежности людей к своей национальной общности. Н. с. появляется первым в процессе возникновения этносоциальной общности и исчезает последним при естественной или насильственной ассимиляции. Н, с. длительное время может находиться в скрытом состоянии. Однако в определенных условиях оно может легко и быстро проявиться, охватывая значительные массы людей. Это легко прослеживается в современном мире в целом и в частности в России и государствах ближнего зарубежья, где наблюдается бурный рост Н. с.
В основе роста Н. с. лежат, прежде всего, объективные факторы, и стремление помешать этому процессу является антинациональным, антидемократическим действием. Динамизм и потенциальная сила Н. с. делают его объектом спекуляции со стороны различных политических сил. Особенно часто это происходит на переходных этапах, в период острых кризисных ситуаций. Именно тогда силы, теряющие власть или рвущиеся к ней, пытаются «переплавить» Н. с. в националистические чувства, канализировать его в деструктивное русло. Все это требует повышенного внимания к проблемам Н. с., всестороннего, глубокого и объективного анализа и учета его при принятии любых политических решений.
Н. с., особенно если нет препятствий для его правильного выражения (в многонациональных странах, где национальные меньшинства ущемляются, существует немало препятствий политического, экономического и морального характера для свободного выявления Н. с. и родного языка), является наиболее важным этническим определителем. Вырабатываемое в течение длительного исторического времени это самосознание, хотя и является обобщенным отображением всех элементов, образующих этническую общность, приобретает известную самостоятельность. Поэтому оно может сохраняться и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при смене ими своего родного языка. Н. с. может оказывать обратное воздействие на некогда породившие его факторы, напр., вызывать движения на воссоединение национальных территорий или на возрождение родного языка.
Самосознание обычно достаточно четко выражено у народов, достигших высокой степени национальной консолидации. Однако встречаются большие группы людей, у которых Н. с. расплывчато. В первую очередь, это этносы, сохранившие родоплеменное деление. У таких народов низкий уровень социально-экономического развития и отсутствие центров национальной консолидации затрудняют общение и культурные связи между отдельными их группами, которые часто пользуются особыми диалектами и у которых сохраняется племенное самосознание (иногда вместе с сознанием принадлежности к определенному этносу). Нечеткое Н. с. характерно и для таких групп населения, как иммигранты, двуязычные группы, живущие вдоль этнических границ, и т.д.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.