часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. И. с. включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического, равно как и современного развития. В Н. с. отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.
В структуре И. с. существуют три доминантных компонента, характеризующих бытие нации в пространственном и временном измерении. Поскольку бытие нации включает прошлое, настоящее и будущее, доминантами их выступают национальная память, национальная идея и национальная идеология. Но в И. с. преобладают национальные побуждения, цели, идеалы, символы, которые определяют нормы индивидуальной и коллективной человеческой деятельности в национальной жизни. И. с. включает в себя осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям, понимание необходимости ее единства ради осуществления национальных интересов, преобразования жизни нации. Ядром, основной частью И. с. является национальное самосознание. Поднявшись на уровень самооценки, Н. с. вырастает в новое качество — самосознание. Н. с. и самосознание представляют собой однопорядковые, хотя и не тождественные явления. Национальное самосознание формируется в процессе взаимодействия наций друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, интересов и потребностей, различий культуры, языка, территорий расселения, особенностей хозяйственной и духовной жизни, специфики характера и психологии, обрядов и традиций. Чтобы познать и оценить себя, нужно видеть себя в зеркале иной национальности. Отсюда видно, что в содержании понятий «Н. с.» и «национальное самосознание» имеются различия. Поэтому некорректно подменять одно понятие другим, идентифицируя И. с. с самосознанием. Как и любая форма общественного сознания, Н. с. представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообусловленное единство двух составляющих: обыденного сознания (национально-этническая психология или национально-психологический уровень Н. с.) как результата стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс и более высокого уровня — теоретического сознания (рационально-идеологический уровень Н. с.), являющегося результатом систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений масс.
Обыденное сознание — сложное и противоречивое, инерционно-консервативное явление, особого рода исторический синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений. Оно одновременно отражает насущное, актуальное социально-конкретное бытие большинства представителей нации и является продуктом длительного исторического развития. Составными частями внутренней структуры обыденного Н. с. выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной национально-этнической общности и имеют не столько исторические, сколько конкретно-социальные, сиюминутные истоки своего происхождения. Важным элементом обыденного Н. с. являются также построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, нормы и образцы поведения, обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни. Наконец, существенными компонентами обыденного Н. с. выступают эмоциональные элементы, сложная гамма чувств, настроений, особенностей темперамента, эмоционально-волевых устремлений и детерминированных ими форм выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером.
Наиболее подвижными, динамичными элементами обыденного Н, с. являются потребности. Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного Н. с., являются первичные, наиболее глубокие, эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного И. с., гарантирующими его устойчивость, являются обычаи и традиции — нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение и базирующиеся на наиболее глубинных установках к системе ценностей прошлых поколений, на социальной памяти национально-этнической группы. Отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функции регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений. Теоретическое Н. с. представляет собой научно оформленное и социально-политически ориентированное обобщение основных элементов массового обыденного Н. с., осуществляемое с определенных социально-политических позиций. Это идеология национально-этнической группы, включающая в себя систему обобщений и анализа национальной истории, сегодняшнего положения и совокупности целей развития нации, а также нормы, ценности и образцы поведения, обязательные для каждого индивида — лояльного представителя национально-этнической общности. В центре такой идеологической конструкции может находиться идея исключительности собственной национально-этнической группы, и тогда вся конструкция неизбежно будет приобретать националистический и этноцентрический характер. Теоретическое Н. с., основанное на максимальном внимании к идее собственной нации, может исходит и из реалистического понимания взаимозависимости наций и народов в сегодняшнем едином, противоречивом, но взаимосвязанном мире. Подобная идеологическая конструкция приобретает уже принципиально иное, интернациональное звучание.