НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. И. с. включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического, равно как и современного развития. В Н. с. отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.
В структуре И. с. существуют три доминантных компонента, характеризующих бытие нации в пространственном и временном измерении. Поскольку бытие нации включает прошлое, настоящее и будущее, доминантами их выступают национальная память, национальная идея и национальная идеология. Но в И. с. преобладают национальные побуждения, цели, идеалы, символы, которые определяют нормы индивидуальной и коллективной человеческой деятельности в национальной жизни. И. с. включает в себя осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям, понимание необходимости ее единства ради осуществления национальных интересов, преобразования жизни нации. Ядром, основной частью И. с. является национальное самосознание. Поднявшись на уровень самооценки, Н. с. вырастает в новое качество — самосознание. Н. с. и самосознание представляют собой однопорядковые, хотя и не тождественные явления. Национальное самосознание формируется в процессе взаимодействия наций друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, интересов и потребностей, различий культуры, языка, территорий расселения, особенностей хозяйственной и духовной жизни, специфики характера и психологии, обрядов и традиций. Чтобы познать и оценить себя, нужно видеть себя в зеркале иной национальности. Отсюда видно, что в содержании понятий «Н. с.» и «национальное самосознание» имеются различия. Поэтому некорректно подменять одно понятие другим, идентифицируя И. с. с самосознанием. Как и любая форма общественного сознания, Н. с. представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообусловленное единство двух составляющих: обыденного сознания (национально-этническая психология или национально-психологический уровень Н. с.) как результата стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс и более высокого уровня — теоретического сознания (рационально-идеологический уровень Н. с.), являющегося результатом систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений масс.
Обыденное сознание — сложное и противоречивое, инерционно-консервативное явление, особого рода исторический синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений. Оно одновременно отражает насущное, актуальное социально-конкретное бытие большинства представителей нации и является продуктом длительного исторического развития. Составными частями внутренней структуры обыденного Н. с. выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной национально-этнической общности и имеют не столько исторические, сколько конкретно-социальные, сиюминутные истоки своего происхождения. Важным элементом обыденного Н. с. являются также построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, нормы и образцы поведения, обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни. Наконец, существенными компонентами обыденного Н. с. выступают эмоциональные элементы, сложная гамма чувств, настроений, особенностей темперамента, эмоционально-волевых устремлений и детерминированных ими форм выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером.
Наиболее подвижными, динамичными элементами обыденного Н, с. являются потребности. Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного Н. с., являются первичные, наиболее глубокие, эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного И. с., гарантирующими его устойчивость, являются обычаи и традиции — нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение и базирующиеся на наиболее глубинных установках к системе ценностей прошлых поколений, на социальной памяти национально-этнической группы. Отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функции регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений. Теоретическое Н. с. представляет собой научно оформленное и социально-политически ориентированное обобщение основных элементов массового обыденного Н. с., осуществляемое с определенных социально-политических позиций. Это идеология национально-этнической группы, включающая в себя систему обобщений и анализа национальной истории, сегодняшнего положения и совокупности целей развития нации, а также нормы, ценности и образцы поведения, обязательные для каждого индивида — лояльного представителя национально-этнической общности. В центре такой идеологической конструкции может находиться идея исключительности собственной национально-этнической группы, и тогда вся конструкция неизбежно будет приобретать националистический и этноцентрический характер. Теоретическое Н. с., основанное на максимальном внимании к идее собственной нации, может исходит и из реалистического понимания взаимозависимости наций и народов в сегодняшнем едином, противоречивом, но взаимосвязанном мире. Подобная идеологическая конструкция приобретает уже принципиально иное, интернациональное звучание.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Духовно-религиозное сознание и национальная культура

Литература и культура в контексте христианства: Тр. Второй Междунар. науч. конф., Ульяновск, 16-18 июня 1999 г. Ульяновск, 1999. Автор реферата И.Л.Галинская
Читать PDF

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Доржеева В. В., Сахибгоряев В. Х.
Читать PDF

Татарстан: религия и национальность в массовом сознании

Косач Григорий
«Новые церкви, старые верующие старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.
Читать PDF

Модернизм и русское национальное сознание начала XX века

Палий Ирина Георгиевна, Коваленко Ольга Александровна
В статье рассматривается феномен модернизма и его влияние на общемировую и русскую мысль, а также влияние на духовно-культурное пространство Европы и России.
Читать PDF

Г. П. Федотов о национальном сознании в условиях революции

Гумерова Ж.А.
В статье представлены взгляды Г.П.Федотова, касающиеся влияния революции 1917 года на русское национальное сознание. Раскрывается негативный взгляд Г. П.
Читать PDF

Проблема национального сознания в творчестве Г. П. Федотова

Юшкевич Михаил Андреевич
Статья посвящена творчеству русского историка, философа и публициста -Г.П. Федотова, чьи труды были направлены на исследование русской культуры.
Читать PDF

Роль мифа в формировании американского национального сознания

Красильникова Наталия Алексеевна, Кырчикова Дина Асхатовна
В процессе становления национального сознания любого народа доминирующую роль играют специфические условия его социально-экономического, общественного и государственно-политического развития, в ходе которого складываются традиции,
Читать PDF

К вопросу изучения национального сознания жителя единой Европы

Медушевский Николай Андреевич
Одним из наиболее актуальных для современной Европы вопросов является вопрос о ее целостности.
Читать PDF

Факторы формирования национального характера и массового сознания

Петрова Татьяна Николаевна
Читать PDF

Роль национально-исторического сознания в формировании идентичности

Гизатова Гульназ Казбековна, Иванова Ольга Геннадьевна
Статья посвящена национально-историческому самосознанию одной из важнейших составляющих формирования идентичности.
Читать PDF

Национальная культура в формировании творческого сознания художника

Васильев Владимир Александрович
На примере творчества А.А. Кокеля рассмотрено, как этнокультурные особенности своего народа закрепляются в творческом сознании художника.
Читать PDF

Татарстан: религия и национальность в массовом сознании. (окончание)

Косач Григорий
«Новые церкви, старые верующие старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.
Читать PDF

К вопросу о формировании национального сознания населения Алтайского края

Максимова Светлана Геннадьевна, Гончарова Наталья Петровна, Омельченко Дарья Алексеевна, Суртаева Ольга Валерьевна, Атясова Наталья Юрьевна, Табакаев Юрий Васильевич
В статье представлены результаты пилотажного исследования национального сознания, в ходе которого были выявлены компоненты национальной идентификации, характеризующие сознание представителей основных наций Алтайского края.
Читать PDF

Национальная стойкость - определяющее качество массового сознания россиян

Ореховская Наталья Анатольевна
В числе различных качеств массового сознания россиян важное место занимает национальная стойкость, которая формировалась под воздействием различных факторов: природных условий, военной истории народа, православия и др.
Читать PDF

Влияние бытия народа на общественное сознание и национальное самосознание

Михайлова Лидия Ивановна
Проанализирован ряд важных вопросов, связанных с общественным сознанием, развитием национального самосознания и влиянием на эти процессы бытия народа.