(НИС). В развитых странах они включают три группы компонентов: 1) институционализированные правила взаимоотношений между производителями и потребителями новых знаний и технологий в пределах одного гос-ва; 2) сеть структур в гос. и частн. секторах экономики, которые инициируют, создают новые технологии и способствует их распространению; 3) гос. научно-техническая политика, ее возможности и ограничения (неопределенность относительно того, какие прикладные направления окажутся наиболее перспективными, что делает неэффективным централизацию управление их выбором).
В США управление инновациями эволюционировало от преобладания разрозненных стратегий частных фирм (30—40-е гг.) к значительному расширению гос. финансирования фундаментальных исследований, возрастанию инновационных функций гос. научных центров и иных научных организаций (50—60-е гг.), а с 70-х гг. — к росту влияния смешанных форм организации научно-прикладной деятельности, которые находятся под воздействием рынка и гос-ва, выполняют одновременно работы в интересах корпораций и гос. ведомств.
В Германии особую роль играет система технич. образования, которая помимо собственно педагогической деятельности осуществляет переподготовку и консультирование инженеров и техников и тем самым распространяет новые технологии. Свои особенности имеют НИС Англии, Франции, Италии, Японии, Китая и других стран.
При решении задач становления совр. инновационной системы России целесообразно учитывать опыт других стран, а также советский опыт центрально-планируемого научно-технологического прогресса.
Можно выделить следующие типы НИС: рыночно-сетевая: классическая рыночная или либерально-экономич. — неиерархическая, сетевая; административно-командная: иерархическая, несовместимая с рыночными отношениями; смешанно-сетевая: рыночная, неиерархически-сетевая, включающая участие гос-ва, паритетное с частными структурами.
Для совр. России перспективна смешанно-сетевая система. Ее суть: не множество регулирующих организаций, а институционализированная система мотивов—правил—стратегий (МПС) субъектов инновационной деятельности. Частная и гос. организации выступают как инструменты, с помощью которых осуществляются соответствующие МПС. Это должна быть неиерархизированная сеть МПС и соответствующих организаций, отвечающая требованиям рыночной конкуренции новых продуктов и технологий и противостоящая любым претензиям на доминирование. Взаимодействие гос. и частных организаций должно быть паритетным.
Опыт стран, совершивших серьезные технологич. прорывы, свидетельствует, что их НИС опираются не на разветвленную бюрократию, а на облегчение межфирменной кооперации, страхование инновационных рисков.
Лит.: Иванова Н. И. Национальные инновационные системы. — М.: «Наука», 2002; Келле В. Ж. Инновационная система России. Формирование и функционирование. — М.: «Наука», 2003; Lundvall В.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — London: Printer Publishers, 1992; Nelson R. (ed.). National Innovation Systems: A Comparative Analysis. — New York: Oxford University Press, 1993.
И. Лапин
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.