неадекватные представления о характере, поведении, образе жизни других народов, обусловленные этноцентризмом, привычками и стереотипами, навязанными соответствующим воспитанием, пропагандой, или являющиеся свидетельством общей низкой культуры человека. Н, п. преимущественно выражают негативную оценку иных национальностей. Они строятся на первичных впечатлениях и оценках, возникших у людей контактирующих национальностей в результате столкновения мнений, воли или интересов. Национальное сознание не только абсолютизирует некоторые действительно имеющиеся этнические свойства, но и склонно приписать как «своему», так и «чужому» этносам несуществующие черты. Такие иллюзорные представления могут относиться и к этническому стереотипу и к этническим символам, в качестве которых в этом случае фигурируют предметы и явления, в действительности не выражающие особенностей этноса. Характерной особенностью Н. п. является их устойчивость, живучесть, навязчивость. В этом свою роль играют психологические факторы — неприятие «чужого», конформизм мышления, ксенофобия. Напр., закрепившиеся в поколениях и воспринятые человеком с самого раннего детства установки враждебного отношения к той или иной, отличной от своей собственной, национальной группе и соответствующее стереотипное представление о ее членах могут сохраняться (подчас в скрытой, латентной форме) чрезвычайно долго, часто вопреки очевидным фактам жизни и в противоречии с сознательно принятой человеком идеологической конструкцией (напр., интернационализма).
Н. п. преодолеваются в ходе целенаправленного интернационального воспитания, расширения межэтнических контактов, формирования культуры межнационального общения.