Согласно определению, данному Международной организацией по стандартизации (ИСО), стандартизация — это процесс установления и применения правил с целью упорядочивания деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Основным назначением стандартизации является урегулирование процессов, объектов и отношений, возникающих при решении различных задач во всех сферах социальной деятельности, в том числе социального обслуживания.
Введение в практику разнообразных видов, форм и технологий социальной работы в учреждениях социального обслуживания может способствовать росту качества и эффективности их деятельности по предоставлению социальных услуг только при условии, что все они будут соответствовать по составу, объему, формам и качеству научно обоснованным и проверенным в многолетней практике стандартам социального обслуживания населения.
Система стандартизации в сфере социального обслуживания в Российской Федерации включает три уровня стандартов: национальные стандарты социального обслуживания; государственные стандарты социального обслуживания населения субъектов РФ; стандарты деятельности (предоставления социальных услуг) организаций социального обслуживания всех форм собственности.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” определяет национальный стандарт как “документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации”.
Национальные стандарты в сфере социального обслуживания в Российской Федерации впервые начали разрабатываться в период 1998–2001 гг. Первые два национальных стандарта были утверждены в 2003 г., еще три — в 2005 г. и т.д.
В настоящее время разработаны и утверждены постановлениями Госстандарта РФ и приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) 25 национальных стандартов в области социального обслуживания.
Создан Технический комитет по стандартизации “Социальное обслуживание населения”, который инициирует и организовывает процесс разработки проектов национальных стандартов, их обсуждение в государственных и некоммерческих неправительственных организациях, утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
Принятые национальные стандарты в сфере социального обслуживания можно классифицировать по четырем группам.
Первая группа — основополагающие стандарты, устанавливающие общие характеристики объекта стандартизации и предоставляемых социальных услуг, правила и общие принципы процесса социального обслуживания: ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание населения. Термины и определения”; ГОСТ Р 52143-2013 “Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг”; ГОСТ Р 52142-2013 “Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения”; ГОСТ Р 52496-2005 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения”.
Вторая группа — стандарты, определяющие требования к учреждениям социального обслуживания и их персоналу: ГОСТ Р 52498-2005 “Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания”; ГОСТ Р 52497-2005 “Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания”; ГОСТ Р 52880-2007 “Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов”; ГОСТ Р 52881-2007 “Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей”; ГОСТ Р 52882-2007 “Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания”; ГОСТ Р 52883-2007 “Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания”; ГОСТ Р 53060-2008 “Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания”.
Третья группа — стандарты и порядок предоставления услуг отдельным категориям граждан: ГОСТ Р 52884-2007 “Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам”; ГОСТ Р 53058-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста”; ГОСТ Р 53349-2009 “Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды”; ГОСТ Р 53059-2014 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам”; ГОСТ Р 52885-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье”; ГОСТ Р 52888-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям”; ГОСТ Р 52886-2007 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам”; ГОСТ Р 53064-2008 “Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий”.
Четвертая группа — стандарты контроля качества социальных услуг различным нуждающимся в них группам населения: ГОСТ Р 53347-2014 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста”; ГОСТ Р 53348-2014 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам”; ГОСТ Р 53063-2014 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье”; ГОСТ Р 53061-2014 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям”; ГОСТ Р 53062-2008 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам”; ГОСТ Р 53555-2009 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий”.
Применение национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством носит добровольный характер. Однако практика многолетнего использования требований национальных стандартов в процессе социального обслуживания убедительно доказала, что эти стандарты, наряду с государственными стандартами социального обслуживания, принятыми во многих субъектах Российской Федерации, стали основой качественных изменений функционирования учреждений социального обслуживания населения, эффективным средством развития всей системы социальных служб.
А.М. Панов