индивид, носитель определенных национальных черт, национально-своеобразная личность. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как Н. ч., как русский, француз, немец или англичанин. Отвлеченного от конкретной национальности, национальной культуры человека вообще не существует. В любом человеческом индивиде даны и общие, всечеловеческие черты, и национальные, и локально-групповые, и индивидуальные черты. Даже его общечеловеческие черты даны в национальном обрамлении. Он занимается деятельностью на определенной национальной почве, кроме того, он занимается национальной деятельностью, направленной на воспроизводство национальности по конкретным позициям; он стремится не только к личной, но и к национальной свободе, он мыслит, говорит не вообще на языке, на абстрактном всечеловеческом языке, а на конкретном национальном языке. Что же касается разума, то он включает восприятие и понимание своей национальной идеи, осознание общих и национальных интересов. Н. ч., таким образом, больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты национально-индивидуальные. Вместе с тем Н. ч. не есть националист или национально ограниченный человек. Это объективная форма связи индивида с человечеством, через посредство народа также национального. В Н, ч. раскрывается общечеловеческое, обретая конкретно-историческое выражение. Через национальное человек проникается всечеловеческой сущностью. Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения. В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через свое индивидуальное он проникает в универсальное. Касаясь сложной диалектики человека, нации и человечества, Н. Бердяев отмечал, что Достоевский — русский гений, национальный образ «отпечатлен» на всем его творчестве. Он раскрывает миру глубины русского духа. Он самый русский из русских. Через русскую глубину раскрывает он глубину всемирную, всечеловеческую. То же можно сказать и о всяком гении. Всегда возводит он национальное до общечеловеческого значения. Гёте — универсальный человек не в качестве отвлеченного человека, а в качестве национального человека, немца.
Современные процессы в мире национальных отношений показывают, что, с одной стороны, Н. ч. все более усложняется, он становится более беспокойным, нервозным, импульсивным, податливым национализму и экстремизму, а с другой — формируется тип личности с национально-нигилистической ориентацией. Они соответствуют противоположным тенденциям развития наций в современном мире. Одна тенденция связана с ростом национального самосознания народов, стремлением их к выживанию, сохранению своей самобытности, свободному развитию и национальному самоопределению. А другая тенденция идет от глобальной научно-технической цивилизации, от формирующегося единого, целостного взаимозависимого и стандартизированного мира. Это тенденция все большего освобождения человека от национального, утверждения в нем всечеловеческого. Поскольку обе тенденции действуют одновременно, оказывая воздействие на каждого человека, последний все более раздваивается. Он становится все более противоречивым в собственном бытии, сознании и поведении. Это то противоречие, которое имеет тенденцию к дальнейшему обострению. Оно определяет характер его жизнедеятельности, конфликтность и драматизм его национальной и интернациональной, общечеловеческой экзистенции.