Разновидность национализма, оправдание приоритетного удовлетворения интересов своего народа в ущерб другим народам.
Национальный эгоизм
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
национальный эгоизм
national egoism лат. ego ‘я’. - Оправдание приоритетного удовлетворения интересов своей нации (народа) при игнорировании интересов других наций (народов); разновидность национализма.
Национальный эгоизм
Оправдание приоритетного удовлетворения интересов своей нации (народа) при игнорировании интересов других наций (народов). Н.э.разновидность национализма.
См. также: Национализм
См. также: Национализм
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ
одна из форм проявления на уровне массового сознания национальной обособленности и ограниченности в практике межнациональных отношений, разновидность национализма. В социально-психологических аспекте Н.Э. может проявляться в виде местничества, чванства, этноцентризма. При абсолютизации специфических интересов и потребностей того или иного народа Н. э. сопряжен с поисками врага, посягающего на эти интересы и потребности и становится питательной почвой для возникновения сепаратистских тенденций и настроений. Эгоизм в той или иной мере присущ практически всем народам. Но это свойство национального самосознания может проявляться неодинаково, нетождественно у различных народов. Одни скрывают свой Н. э., другие сознательно выставляют его напоказ, демонстрируют его. Развиваясь, эгоизм может перерасти в крайне уродливые формы. Таким путем народ удовлетворяет свои корыстные интересы за счет ущемления интересов окружающих народов, присвоения их национального богатства.
Повышенный эгоизм, став движущей силой национального самосознания, приводит к этноцентризму, более того — к проявлению национальной исключительности. Последнее свойство характеризует народ, испытывающий гипертрофированную гордость за свои научно-технические, социально-экономические. культурные и прочие достижения, признанные окружающими народами, или даже народ, не имеющий их, но строящий их в воображении. Н. э. порождается стремлением социально-этнических общностей небольшой численности или этнических групп сохранить свою самобытность. Он возникает нередко тогда, когда возникает угроза потери национальной культуры, национального языка, обычаев и традиций. Способствуют сохранению Н. э. чувство недоверия к угнетавшей в прошлом нации, неверие значительных слоев народа в возможность установления с нею нормальных, основанных на принципах демократизма отношений. Срабатывает и историческая память народа, подвергавшегося угнетению. Она несет в себе охранительные функции. Как свидетельствует новая и новейшая история, Н. з. бытует в среде тех народов, социально-экономический потенциал которых явно недостаточен для обеспечения собственного независимого существования и которые не ощущают себя равноправными участниками общественного прогресса. Именно эти народы особо чувствительны к малейшим обидам, их национальные чувства легко ранимы, их национальное сознание включает в себя в какой-то степени эмоциональный и иррациональный элементы некритического восхваления подлинных или мнимых ценностей своего этноса. Этим обстоятельством часто пользуются националистические силы, стремясь утвердить и закрепить узкоэгоистическое понимание национального интереса, которое идет вразрез с интересами других народов.
И в теории, и в практике существует четкая грань, позволяющая отделять национальное от националистического. Эта грань — отношение к такой моральной ценности, как достоинство другого народа, к интересам общества в целом. В демократическом обществе национальное гармонично сочетается с интернациональным, общим, оно не абсолютизируется, не выпячивается. Но бывает и так, когда верх берут национальное тщеславие, пренебрежение к чувствам и достоинству других народов, стремление к национальной обособленности. Вот это уже проявления Н. э. Устранение Н. э. из жизни малочисленных или слаборазвитых народов, этнических групп напрямую связано с реализацией их естественного права на самостоятельное и достойное существование. Оно предполагает гуманизацию межнациональных отношений и включение в мировую цивилизацию. Это включение — дело довольно непростое, предполагает определенную зрелость этноса. И чем меньше на пути включения проявлений Н.Э., тем успешнее достигается цель. Это обстоятельство особенно важно учитывать сегодня, когда под ширмой «национального возрождения» предпринимаются попытки пропагандировать этноцентризм, а то и национальную самоизоляцию.
Н.Э. можно преодолеть на путях сотрудничества и сближения с другими народами, создания атмосферы взаимного доверия и уважения между народами, утверждения принципов интернационализма во взаимоотношениях наций.
Повышенный эгоизм, став движущей силой национального самосознания, приводит к этноцентризму, более того — к проявлению национальной исключительности. Последнее свойство характеризует народ, испытывающий гипертрофированную гордость за свои научно-технические, социально-экономические. культурные и прочие достижения, признанные окружающими народами, или даже народ, не имеющий их, но строящий их в воображении. Н. э. порождается стремлением социально-этнических общностей небольшой численности или этнических групп сохранить свою самобытность. Он возникает нередко тогда, когда возникает угроза потери национальной культуры, национального языка, обычаев и традиций. Способствуют сохранению Н. э. чувство недоверия к угнетавшей в прошлом нации, неверие значительных слоев народа в возможность установления с нею нормальных, основанных на принципах демократизма отношений. Срабатывает и историческая память народа, подвергавшегося угнетению. Она несет в себе охранительные функции. Как свидетельствует новая и новейшая история, Н. з. бытует в среде тех народов, социально-экономический потенциал которых явно недостаточен для обеспечения собственного независимого существования и которые не ощущают себя равноправными участниками общественного прогресса. Именно эти народы особо чувствительны к малейшим обидам, их национальные чувства легко ранимы, их национальное сознание включает в себя в какой-то степени эмоциональный и иррациональный элементы некритического восхваления подлинных или мнимых ценностей своего этноса. Этим обстоятельством часто пользуются националистические силы, стремясь утвердить и закрепить узкоэгоистическое понимание национального интереса, которое идет вразрез с интересами других народов.
И в теории, и в практике существует четкая грань, позволяющая отделять национальное от националистического. Эта грань — отношение к такой моральной ценности, как достоинство другого народа, к интересам общества в целом. В демократическом обществе национальное гармонично сочетается с интернациональным, общим, оно не абсолютизируется, не выпячивается. Но бывает и так, когда верх берут национальное тщеславие, пренебрежение к чувствам и достоинству других народов, стремление к национальной обособленности. Вот это уже проявления Н. э. Устранение Н. э. из жизни малочисленных или слаборазвитых народов, этнических групп напрямую связано с реализацией их естественного права на самостоятельное и достойное существование. Оно предполагает гуманизацию межнациональных отношений и включение в мировую цивилизацию. Это включение — дело довольно непростое, предполагает определенную зрелость этноса. И чем меньше на пути включения проявлений Н.Э., тем успешнее достигается цель. Это обстоятельство особенно важно учитывать сегодня, когда под ширмой «национального возрождения» предпринимаются попытки пропагандировать этноцентризм, а то и национальную самоизоляцию.
Н.Э. можно преодолеть на путях сотрудничества и сближения с другими народами, создания атмосферы взаимного доверия и уважения между народами, утверждения принципов интернационализма во взаимоотношениях наций.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.