возможность решения национального вопроса в условиях федеративного государства. Во второй половине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом федерация рассматривалась в качестве государственно-правовой формы решения национального вопроса. Будучи противниками федерализма в принципе, они признавали возможность и целесообразность федерации в случаях, когда национальный вопрос имел большой удельный вес и особую остроту. В. И. Ленин тоже в принципе отрицал федерацию как оптимальную форму государственно-территориального устройства, считая, что федерализм ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. Однако он также не исключал возможность создания федеративного государства как средства решения национального вопроса.
В 1917 г. В. И. Ленин и большевистская партия решительно пересмотрели свое отношение к федерализму. Было признано необходимым и целесообразным создание на территории России федеративного государства. Изменившаяся обстановка потребовала радикальных решений, поскольку усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей «единой и неделимой» отпадали все новые регионы. Из состава России вышла Финляндия, несколько позже Польша, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.
III Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация советских национальных республик. Иными словами, был взят курс на то, что субъектами федерации могут быть только национальные государственные образования. Остальные регионы изначально даже формально рассматривались как компоненты унитарного государства. Такой подход в конечном итоге стал принципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР. Судя по своему официальному наименованию, РСФСР должна была бы быть федеративным государством. Более того, в нее входили 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели некоторые формально-юридические федералистские признаки, особенно с принятием Конституции СССР 1977 г. Верховный Совет РСФСР стал двухпалатным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Правительство РСФСР могло осуществлять только общую координацию деятельности АССР, а их главы вошли в состав Совета Министров РСФСР. Наконец, конституции АССР не подлежали более утверждению Верховным Советом РСФСР. 30 декабря 1922 г. четыре советские республики — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, ЗСФСР — объединившись, образовали Союз ССР. Советский федерализм возник и развивался по национально-территориальному принципу. Одной из важнейших задач союзного государства было решение национального вопроса. Однако в процессе создания национальных государств и национально-государственных образований на территории Российской империи с самого начала были заложены противоречия, которые дали себя знать спустя десятилетия.
Республики-государства, получившие свои наименования по названиям коренных этносов, реально по фактическому составу населения представляли собой полиэтнические образования. По истечении десятилетий население союзных и автономных республик становилось все более многонациональным. Так, в двух союзных республиках (Казахстан и Киргизия), а также в 13 автономных республиках (из 20 имеющихся) титульные нации к 80-м гг. составляли менее половины всего населения республик.
Таким образом, национальный принцип построения советского федерализма пришел в явное противоречие с действительностью Что касается роли федерализма в решении национального вопроса, то следует отметить, что федерация и национальная государственность народов СССР сыграли огромную роль в политическом, экономическом, социально-культурном прогрессе советских народов, в их сплочении и укреплении единства. В целом федерализм способствовал решению в основном национального вопроса и становлению дружбы народов СССР. Однако в конце 80-х гг. стали проявляться в острой форме трудности и противоречия в советском обществе, в том числе и в национальной сфере. Жизнь выдвинула в повестку дня вопрос о совершенствовании федеративных отношений в СССР в плане расширения суверенных прав союзных республик, некоторой децентрализации руководства и управления страной. Однако решение этих вопросов затягивалось. Этим воспользовались сепаратистские и национал-экстремистские силы в республиках. Все это вкупе с рядом других причин и обстоятельств привело к разрушению и распаду единого федеративного государства на 15 суверенных государств.
Формально это произошло в декабре 1991 г. Примерно в тоже время перестали существовать еще две федерации — Югославия и Чехословакия — созданные по национальному принципу. Судьба всех трех федераций оказалась весьма схожей. Опыт федераций, образованных по национальному принципу, свидетельствует, что они оказались менее прочными, чем федерации, созданные по территориальному принципу. Субъекты федерации — национальные государства — весьма ненадежный фактор федеративного устройства: власть национальных злит (этнократия) способствует скорее подрыву, чем укреплению государственного единства в федеративном союзе. В федерации национальных территориальных общностей всегда имеется почва для национал-сепаратизма. Об этом свидетельствует сложившаяся ситуация в Российской Федерации, в частности, вокруг Чечни, сохраняющаяся угроза расчленения единого российского государства. Наличие в составе РФ не только территориальных единиц, но также национальных образований рождает противоречие и вносит элемент непрочности в саму федерацию.
Все это не означает, что при федеративном устройстве можно абсолютно игнорировать этнонациональные моменты. Опыт федерализма показывает, что имеются федеративные государства, в которых учитываются этнические, языковые, религиозные факторы отдельных составных частей федерации. Так, в Канаде 9 провинций — англоязычные, а одна (Квебек) — франкоязычная; в Индии в 1956 г. система штатов была переформирована с учетом т. н. лингвистического принципа, хотя это и не привело повсеместно к положению «один язык — один штат»; в Швейцарии, где население говорит на четырех языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население каждого кантона в национально-языковом отношении однородно. В то же время при формировании федерации в Нигерии границы штатов намеренно проводились таким образом, чтобы они не совпадали с ареалами расселения племен. Это сделано с целью воспрепятствовать развитию трайбализма и способствовать скорейшему складыванию нигерийской нации. Таким образом, национально-этнический фактор в той или иной мере учитывается при формировании некоторых федеративных государств. Это значит, что федерация является целесообразной государственно-правовой формой решения (или, во всяком случае, сглаживания) определенных национальных проблем.