НАГРУЗКА СТАТИСТИЧЕСКАЯ
НАГРУЗКА СТАТИСТИЧЕСКАЯ
(налог статистический) категория, в агрегированной форме характеризующая объем сведений (включая их количество, сложность и периодичность предоставления информации), предоставляемых респондентами субъектам официального статистического учета. Н.с. – своего рода статистический, т.е. информационный налог, передаваемый статистическими единицами государству в форме обязательного (регламентированного законодательством) трансфертного потока в натуральной форме. С.н. используется в междунар. статистической практике в качестве одной из важнейших характеристик качества и эффективности организации статистики для удовлетворения потребности страны информационной. Н.с. на респондента, исчисляемая в форме количества признаков, сведения по которым должны предоставляться статистической службе с определенной периодичностью, характеризует объем работы респондентов по участию в статистических обследованиях, т.е. количество и размер форм отчетности, в среднем заполняемых одним респондентом в течение отчетного периода (как правило, в течение года). Почти во всех странах с рыночной экономикой статистические службы сталкиваются с большими проблемами в связи с жалобами на неоправданно высокую Н.с., поэтому вопросы рационализации статистической деятельности находятся в центре внимания. Снижение Н.с. может быть получено, вопервых, от более полного развития применения адм. данных в официальной статистике, централизованного использования специалистов-статистиков и развития электронного документооборота при предоставлении отчетности, а также от унификации методологии проводящихся обследований. Во-вторых, аккумулирование всей обширной первичной информации (микроданных), необходимых для проведения макроэкономических расчетов, в едином хранилище статистической информационной системы страны, которое обеспечивается обособленной (гос.) статистикой, предотвращает дублирование статистических работ и тем самым снижает Н.с. на респондентов. Более равномерное распределения Н. с. на респондентов обеспечивает реализуемый в официальной статистике принцип обязанности предоставления сведений за счет рационализации системы микропереписей путем использования типологического, серийного и ступенчатого отбора при организации выборки (прежде всего, это касается обследований в секторе пр-тий). Применение указанных способов отбора позволяет снизить необходимую для репрезентативности результатов микроценза численность выборки, при этом организация обследований по принципу ротации, т.е. замены по определенной системе одних респондентов другими, позволяет существенно снизить частоту попадания респондентов в обследование и, следовательно, Н.с. Значимый эффект снижения Н.с. на респондентов обеспечивается и развитием регистровой статистики. Регулярно актуализируемые регистры являются инструментом организации не только проведения обследований, но и анализа данных. Они служат источником данных для самостоятельных статистических разработок, не предполагающих дополнительных обследований, исключают дублирующие обследования и, т.о., снижают Н.с. на респондентов. Преимущества использования этого инструмента и выгоды от освобождения респондентов от дополнительной нагрузки настолько значительны, что большинство европейских стран дают в своих Законах о статистике общее разрешение на ведение т.н. массивов адресных данных для экономической и экологической статистики. Напр., в Германии картотека (регистр) охватывает данные примерно о 30000 орг-ций и 90000 местных производственных единицах. Это данные о местонахождении управления фирмы, об отрасли экономики, к которой относится пр-тие, правовой форме, численности занятых и других важных для проведения обследований характеристиках. В соответствии с Законом о статистике, вновь созданные пр-тия и местные производственные единицы включаются в регистр с помощью ведомств коммерческого надзора и пром. и торговыми палатами. Преимущество использования этого регистра как инструмента организации статистической деятельности состоит в том, что отпадает необходимость проведения некоторых обследований. Так, напр., данные ценза пр-тий, упраздненного в Германии Законом о рационализации статистики от 14 марта 1980, могли быть получены также и без проведения указанного ценза путем сведения итогов различных обследований. Дублирование информации различных цензов было ликвидировано путем проведения нового микроценза в 1985, который впервые предусматривал объединение имеющихся регистровых данных и цензовых оценок. В результате Н.с. на пр-тия была снижена в среднем почти на четверть, а на мелкие пр-тия – на треть. Для снижения Н.с. на респондентов в национальной статистике расширяется применение адм. данных, формируемых органами и организациями в соответствии с возложенными на них полномочиями, происходит создание унифицированного перечня отчетных единиц путем установления единых границ для включения респондентов в обследование, согласование вопросников обследований для исключения дублирования информации, увязка периодичности сбора данных, предварительная разработка макетов необходимых аналитических группировок на этапе планирования и организации обследований. Специальные усилия предпринимаются в сфере внешнеэкономической и междунар. статистики для того, чтобы с помощью новых методов учета освободить респондентов от чрезмерной Н.с., но при этом одновременно обеспечить установленный стандарт в отношении статистики качества – в первую очередь, в контексте периодичности, детализации и контроля данных. С этой целью в большинстве европейских стран были введены некоторые предельные значения объема операций, подлежащих учету (в большинстве случаев, с учетом итогов товарооборота за предыдущий год) с целью отмены или упрощения процедуры представления сведений; т.о., объем собираемых данных был ограничен, что привело к тому, что около 60 –70 % пр-тий, прежде всего мелкие и средние пр-тия, а также частные лица, были полностью освобождены от обязанности представления сведений. Кроме того, для снижения Н.с. были разработаны и представлены в распоряжение респондентов и потребителей информации совр. методы ввода и передачи данных с помощью ЭВМ (напр., в рамках статистики интра-торговли стран ЕС был начат процесс внедрения совр. инфраструктуры т.н. «телематики»). Эти мероприятия в сфере статистики внешнеэкономической деятельности прокладывают путь к внедрению соответствующих нововведений, направленных на снижение Н.с. также и в других областях экономической статистики.
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.