одно из ведущих направлений нем. социологии, отправляющееся о философско-антропологич. представлении о изначальной биологич. "недостаточности человека по сравнению с др. животными, компенсируемой средствами культуры, имеющей, т. обр., чисто биологич. истоки. Возникло в русле философской антропологии и в качестве своих основоположников и ведущих представителей имеет представителей философской антропологии: М. Шелера (он же ее создатель), Х. Фрайера, Х. Плеснера, А. Гелена, X. Шельски и др. В ряде пунктов это направление смыкается с антропологией социальной (см.), однако в отличие от нее ориентировано не на изучение ранних форм социокультурной организации об-ва, а на исследование настоящего и перспектив современного об-ва. Отправной пункт Н. в с.а. - сравнение человека с животным, в рез-те к-рого делается вывод об "особом месте" человека в природе (М. Шелер) и резко акцентируется его "деятельностная сущность" (А. Гелен). Под деятельностью понимается "культурополагающее", т. е. имеющее своим рез-том возникновение культуры, изменение природы, превращаемой таким образом в жизненную среду, адекватную человеку, не обладающему "естественной" приспособленностью к природному окружению. Культура предстает при этом прежде всего как "биологически необходимый процесс", обусловленный необходимостью для человека "в целях поддержания своей сомнительной жизнеспособности вводить в действие природу видоизмененную" (Гелен). В понятие "заново сформированная природа" наряду с техникой и созданным с ее помощью предметным окружением человека включаются у представителей Н. в с.а. также "семья и брак" и др. "соц. порядки", материальным субстратом к-рых служит все та же природа, хотя и "переосмысленная" (т. е. введенная в совершенно новый для нее контекст). В аспекте социологич. культура предстает как процесс "стабилизации" человека, к-рый в отличие от животных "не фиксирован" чисто природным образом (т. е. с помощью определенной структуры инстинктов); как процесс "упорядочивания" его "избыточных" (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Главной соц. инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается "стабилизация" человека, лишенного развитых и четко фиксированных инстинктов, считается обществ. "ин-т" (или их система). Речь идет о системе учреждений, законов и норм, вносящих порядок в поведение людей, что обеспечивает его предсказуемость, без к-рой невозможны общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных действий - хозяйственных, политич., религиозных и т.д. Понятие ин-та, важнейшее для Н. в с.а., оказалось исходным для институциональной школы, к-рую в США в 60-е гг. активно представал Э. Шилз. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно А. Гелену, институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление - на гораздо более высоком уровне - утраченной (человеком) животной надежности инстинкта. Лит.: Schelsky H. Auf der Suchenach Wirklichkeit.
Diisseldorf, Koln, 1965; Freyer H. Gedanken zur Industrieges-
ellschaft. Mainz, 1970; Gehlen A. Antropologische Forschung. Zur Selbstbegegnung und Selbstentdeckung des Menschen. Reinbek bei Hamburg, 1977. Ю.Н. Давыдов
НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
одно из влиятельных направлений зап.-германской социологии, отправляющееся от филос.-антропологического представления об изначальной биологической «недостаточности» человека по сравнению с др. животными, компенсируемой средствами культуры, имеющей, т. обр., чисто биологические истоки. Возникло в русле филос. антропологии; в кач-ве своих основоположников имеет представителей филос. антропологии: Шелера (он же ее создатель), Плеснера, Фрайера, Гелена, Шельски и др. В ряде пунктов смыкается с социальной антропологией, однако в отличие от нее А. н. ориентировано не на изучение ранних форм социокультурной организации об-ва, а на исследование настоящего и перспектив совр. об-ва. Отправной пункт А. н. в социологии — сравнение человека с животным, на основании к-рого делается вывод об «особом месте» человека в природе (Шелер), о его «эксцентричности» (Плеснер) и «деятельностной сущности» (Гелен). Под деятельностью понимается «культурополагающее», т. е. имеющее своим рез-том возникновение культуры, изменение природы, превращаемой т. обр. в жизненную среду, адекватную человеку, не обладающему в достаточной мере «естеств.» приспособленностью к природному окружению. Культура, согласно представлениям сторонников А. н., явл. «биологически необходимым процессом», поскольку человек вынужден «вводить в действие, в целях поддержания своей собственной сомнительной жизнеспособности, природу видоизмененную» [3, 18]. В понятие «заново сформированная природа» [3, 21] наряду с техникой и созданным с ее помощью предметным окружением человека представители А. н. включают «семью и брак», а также «социальные порядки». В социол. аспекте культура рассматривается как процесс «стабилизации» человека, к-рый в отличие от др. животных «не фиксирован» чисто природным образом (т. е. с помощью опред. структуры инстинктов), и «упорядочивания» его «избыточных» (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Главной социальной инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается «стабилизация» человека, явл. обществ, «институт» (система таких ин-тов).
К ним относятся: учреждения, законы и нормы, вносящие порядок в человеческое поведение, обеспечивающие его определенность и предсказуемость, без к-рых невозможно человеческое общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных человеческих действий в процессе установления хозяйственного, политического, религ. и др. порядков [3, 23—24, 70—77]. Понятие ин-та (на рубеже 50—60-х гг. оно оказалось в центре внимания представителей институционалистского направления в амер. социологии, к-рое активно развивал Шилз) акцентируется с помощью тесно сопряженного с ним понятия «разгрузка». «Стилизуя» посредством ин-тов опред. формы человеческого поведения, обеспечивая их «модельную образцовость» и общеобязательность, культура освобождает («разгружает») человека от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные жизненные решения в действительно уникальных ситуациях. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно Гелену, «институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление — на гораздо более высоком уровне — утраченной (человеком) животной надежности инстинкта» [3, 68]. Среди ин-тов, образующих совр. цивилизацию, представители А. н. в социологии, начиная с Фрайера [2], особо выделяют высокотехнизированную индустрию. Этот «институт», как и все остальные, рассматривается ими как собственно человеческое порождение, в к-ром индивид должен «узнать» самого себя, свою сегодняшнюю «сущность» [1, 459].
Совр. техника выступает как «отчуждение» человека лишь в том случае, если она рассматривается с т. зр. устаревшего «образа человека», являющегося слепком со вчерашнего этапа развития его «сущности» (его ин- тов). Отправляясь от понятия ин-та, представители А. н. в социологии (в особенности Гелен и Шельски) критикуют совр. бурж. об-во, связывая нарастание в нем энтропийных («хаотических») тенденций, возвращающих человека к его «фундаментальной ненадежности» и «хаосу влечений», с разрушением традиционных ин-тов, господствовавших в зап. цивилизации на протяжении более двух тысячелетий. Концепции, разрабатываемые в рамках А. н., были восприняты теоретиками неомарксистски ориентированной лево- радик. социологии, парадоксальным образом сочетавшими признание основополагающих идей А. н. с критикой институционализации. В 70-е гг., по мере утраты леворадик. социологией своих позиций, в ФРГ нарастает влияние А. н. в социологии со свойственным ему интересом к антропологическому аспекту социальных отношений и позитивной роли обществ, ин-тов. Ю. Н. Давыдов
К ним относятся: учреждения, законы и нормы, вносящие порядок в человеческое поведение, обеспечивающие его определенность и предсказуемость, без к-рых невозможно человеческое общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных человеческих действий в процессе установления хозяйственного, политического, религ. и др. порядков [3, 23—24, 70—77]. Понятие ин-та (на рубеже 50—60-х гг. оно оказалось в центре внимания представителей институционалистского направления в амер. социологии, к-рое активно развивал Шилз) акцентируется с помощью тесно сопряженного с ним понятия «разгрузка». «Стилизуя» посредством ин-тов опред. формы человеческого поведения, обеспечивая их «модельную образцовость» и общеобязательность, культура освобождает («разгружает») человека от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные жизненные решения в действительно уникальных ситуациях. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно Гелену, «институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление — на гораздо более высоком уровне — утраченной (человеком) животной надежности инстинкта» [3, 68]. Среди ин-тов, образующих совр. цивилизацию, представители А. н. в социологии, начиная с Фрайера [2], особо выделяют высокотехнизированную индустрию. Этот «институт», как и все остальные, рассматривается ими как собственно человеческое порождение, в к-ром индивид должен «узнать» самого себя, свою сегодняшнюю «сущность» [1, 459].
Совр. техника выступает как «отчуждение» человека лишь в том случае, если она рассматривается с т. зр. устаревшего «образа человека», являющегося слепком со вчерашнего этапа развития его «сущности» (его ин- тов). Отправляясь от понятия ин-та, представители А. н. в социологии (в особенности Гелен и Шельски) критикуют совр. бурж. об-во, связывая нарастание в нем энтропийных («хаотических») тенденций, возвращающих человека к его «фундаментальной ненадежности» и «хаосу влечений», с разрушением традиционных ин-тов, господствовавших в зап. цивилизации на протяжении более двух тысячелетий. Концепции, разрабатываемые в рамках А. н., были восприняты теоретиками неомарксистски ориентированной лево- радик. социологии, парадоксальным образом сочетавшими признание основополагающих идей А. н. с критикой институционализации. В 70-е гг., по мере утраты леворадик. социологией своих позиций, в ФРГ нарастает влияние А. н. в социологии со свойственным ему интересом к антропологическому аспекту социальных отношений и позитивной роли обществ, ин-тов. Ю. Н. Давыдов