НАРЦИССИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

нарциссизм
1) по З. Фрейду – любая форма самовлюбленности, извращенного очарования, самодовольства; 2) любование представителей каждой культуры своей культурой, чувство превосходства по отношению к другим культурам. - Литература: Фрейд З. О нарцизме // З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. Мн., 1990.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

НАРЦИССИЗМ
от греч. Narkissos - имени мифологического юноши-красавца, влюбившегося в свое отражение в воде) - англ. narcissism; нем. Narzissmus. 1. Самовлюбленность; направленность интересов личности на себя. 2. Форма себялюбия, являющаяся следствием развития детской психики, характеризующаяся аутоэротизмом, предшествующим сексуальному влечению к другому, способности любить других. 3. Сексуальное отклонение, при к-ром субъект предпочитает собственное тело в качестве источника наслаждения.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Нарциссизм
(от греч. Narkissos – имя мифологического юноши-красавца, влюбившегося в свое отражение в воде). Нарцисизм. Narcissism. 1. Самовлюбленность, направленность интересов личности на себя. 2. Сексуальное отклонение, где предметом влечения и наслаждения является собственное тело. 3. Характеристика западной культуры конца ХХ века, ориентированной исключительно на себя и исключающей необходимость учета интересов стран, не относящихся к Западу и способных для удовлетворения своих интересов применить насилие.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

НАРЦИССИЗМ
NARCISSISM) Данный термин, происхождение которого непосредственно связано с античным мифом о Нарциссе, обозначает тип личности, как утверждается, широко распространенный в современных западных обществах. Для нарциссической личности характерны смесь самовлюбленности и ненависти к себе, убежденность, что он или она является предметом всеобщего внимания, мучительное беспокойство, вызванное нереализованными желаниями, склонность пренебрегать гранью между собой и внешним миром. До сих пор нет единого мнения о том, какова природа нарциссизма, является ли он, в частности, патологическим расстройством, или это определенный культурный феномен. Признается, тем не менее, что в любом случае важным причинным фактором нарциссизма являются изменившиеся образцы воспитания детей.

Источник: Социологический словарь

НАРЦИССИЗМ
narcissism) — стадия психосексуального развития и патологического психического состояния, выделенная некоторыми социальными теоретиками для описания западной культуры конца XX в. Термин основан на мифологии Греции. Нарцисс (или Наркиссос) влюбился в собственный образ, отраженный в роднике, упал в воду и утонул. Данное понятие широко использовалось и в психологии, и в социологии. С психоаналитической точки зрения, нарциссизм ведет к тому, что объектом сексуального желания является "Я". Работы постфрейдистов, в частности, Мелани Клейн, помогли объяснить, почему данный процесс переходит в длительное расстройство. Изучение Клейн детей не выявило различий между их эго и окружающей средой. Неумение усвоить это на более поздних стадиях замыкает индивидуума в некий вид сплава "Я" с образами объекта. Неспособность отличить фантазию от действительности может привести к вбиранию представлений о красоте, молодости, богатстве и могуществе, грандиозному" понятию "Я", действующему в качестве защиты от всего того, что кажется плохим в окружающей среде. Социологически термин совсем недавно введен Кристофером Лашем ("Культура нарциссизма", 1991). Лаш характеризует им глубокие культурные изменения в "терапевтическом наблюдении и чувствительности", что начинает оказывать повсеместное влияние на временное общество. Путем наблюдения личность бесконечно исследует себя на признаки старения и плохого здоровья, выискивает симптомы психического напряжения, недостатки и изъяны, спорные уменьшить его привлекательность. Имеются очевидные сходства, а также важные различия в акцентах между тезисом Лаша и положением Гидденса (1991) о кризисе идентичности в позднем временном обществе, где усиление внимания к виду тела предает собой путь создания, поддержки и стабилизации "Я" (см. Шиллинг, 1993). Таким образом, в отличие от Лаш, для Гидденса, Именные "режимы тела" являются часто позитивными.

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАРЦИССИЗМ
греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном эначении - самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие Н. иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания.
Н. как научное понятие было введено в оборот Х. Эллисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности. Наибольшее распространение и популярность получило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе З. Фрейда понятие Н. использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия .
В конечном счете в психоанализе понятие Н. использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм Н.: 1) первичного Н. - общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта и субъекта любви) и 2) вторичного Н. - когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя - на Эго, "Я" человека.
Наряду с данными значениями понятие Н. употреблялось, Фрейдом также для: а) обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело, б) обозначения нарциссического выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъектом. Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу и подобию истолковывался Фрейдом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексуального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоизма, д) обозначения эгоцентризма, когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стратегий и др.
В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия: 1) "нарциссическое либидо" (либидо, направленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влечением к самосохранению); 2) "нарциссическая идентификация" (процесс самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объектом, в силу чего человек направляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные); 3) "нарциссические неврозы" (функциональные расстройства психики, отличительной чертой которых является фиксация либидо на ранних фазах развития и его направленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств. По Фрейду, характерными признаками этих неврозов являются активное участие "Я" в происхождении заболевания и их соответствие конфликту между "Я" и "Сверх-Я"); 4) "нарциссическое удовлетворение" культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательное ощущение довольства и избранничества, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества).
Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н. явилось признание его как качества и свойства, присущего человечеству в целом. При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н. было нанесено три сокрушающих удара: 1. "Космологический удар" Н. Коперника (доказавшего, что Земля не является ни центром мира, ни центром галактики, ни центром нашей планетарной системы); 2. "Биологический удар" Ч. Дарвина (доказавшего происхождение человека из животного мира и его связь с ним) и 3. "Психологический удар" самого Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации человеческой жизнедеятельности и поведения). "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувствительный удар".
В психоаналитической традиции проблема Н. и отдельные аспекты ее в той или иной мере и степени разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда. Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес K. Aбpaxaм, установивший существование негативного Н., который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии. В аналитической психологии Юнга понятие "Н." употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности". В 1970-1980-х последователь Юнга Г. Кохут неоднократно критиковал фрейдовскую концепцию Н. за психобиологический подход и избыточную акцентировку принципа удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы.
Особое значение Н. как феномен и научная проблема приобрел в гуманистическом психоанализе Фромма , в котором психоаналитическая концепция Н. квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н. Предложив понимание либидо как психической энергии не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н. как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя Н. только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений. На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нарциссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни.
Отмечая необходимость существования в жизнедеятель-ности людей оптимально необходимых значений здорового нарциссического ориентирования, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н.: 1) доброкачественную (когда объектом Н. являются результаты собственных усилий) и 2) злокачественную (когда объектом Н. является не то, что человек производит или делает, а то что он имеет - тело, здоровье, богатство и т.д.), которая нередко приводит к солипсизму и ксенофобии. В качестве примера состояния абсолютного Н., Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью.
Определенное внимание Фромм уделил исследованию Н. как профессионального капитала и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя политических лидеров (в т.ч. и xapизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и т.д.) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха. В результате исследований группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами (сплочением людей, созданием ощущения удовлетворенности и др.) и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы Н. вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества.
По Фромму, степень группового Н. соответствует реальной неудовлетворенности жизнью членов данной группы, в силу чего характерными чертами группового Н. являются агрессивность и фанатизм. Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н. (в т.ч. и национальный) порождает и обеспечивает психические предпосылки национализма, национальной ненависти и войн. Общественный Н., по Фромму, в своей экстремальной (злокачественной) форме, порождает нарциссическую энергию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти. В качестве очевидных и частых симптомов патологии общественного Н. Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению.
В роли сил, противостоящих всевозрастающей интенсивности группового Н. и его многообразным религиозным, национальным, расовым и политическим формам, Фромм рассматривал гуманизм, научное и философское мышление, критицизм и образование. Эти антинарциссические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного развития - освобождения от всех злокачественных, и недоброкачественных проявлений индивидуального, группового и общественного Н.
В.И. Овчаренко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.86 кб

Преодолевая социологический нарциссизм

Запорожец Оксана Николаевна
Читать PDF
285.44 кб

Южно-киргизский кризис: нарциссизм малых различий и защитные механизмы социальной системы

Молчанова Елена Сергеевна
В статье анализируются социально-исторические и психологические предпосылки конфликта на юге Киргизской Республики в июле 2010 года, который рассматривается как результат истощения прежних защитных механизмов, обеспечивающих стаби
Читать PDF
521.29 кб

Нарциссизм как объект дифференциальной психометрики

Клепикова Наталья Михайловна
В статье представлен обзор критериально-ключевых методов, позволяющих операционализировать нарциссизм в пределах психической нормы.
Читать PDF
472.30 кб

Эгоизм, Личностная Уникальность, нарциссизм: сходство и различия

Левит Леонид Зигфридович
Разработанная нами «Личностно ориентированная концепция счастья», описывающая взаимодействие систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в процессе самореализации индивида, потребовала провести сравнительный и дискриминативный ана
Читать PDF
323.68 кб

Вопросы определения надежности теста : по итогам исследования теста на нарциссизм

Вальдман Алена Игоревна
В рамках данной статьи анализируются проведенные международные исследования по оценке надежности теста на нарциссизм («The Narcissistic Personality Inventory»), а также представляются результаты проведённого автором анализа данног
Читать PDF
243.62 кб

2011. 01. 004. Кэмпбелл Э. Нарциссизм как этическая практика? Фуко, аскетизм и этика становления. Ca

Симонова О. А.
Читать PDF
671.17 кб

Идеология и нарциссизм. Мании грандиозности: наблюдение, симптоматика, генезис

Александр Рубцов
Взаимоотношения между сферой идеологического и нарциссизмом в его индивидуальных и коллективных проявлениях рассматриваются как малоисследованный предмет теории, в исторической перспективе и в оперативных срезах политики.
Читать PDF
345.33 кб

ПСИХОЛОГИЯ СЕТЕВОЙ АГРЕССИИ (КИБЕРБУЛЛИНГА) ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ НАРЦИССИЗМА

Марченко Ф.О., Маховская О.И.
Статья посвящена анализу приемов, психологических механизмов воздействия, а также социальным и психологическим последствиям кибербуллинга оскорблений в Сети.
Читать PDF
254.94 кб

2017.02.007. ПЕРАКЮЛА А. ОТ НАРЦИССИЗМА - К ЛИЦЕВОЙ РАБОТЕ: ДВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Я В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬН

Якимова Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Трансверсальная идентичность и современная нарциссическая реальность

Павлова Ольга Николаевна
Сегодняшний мир может быть описан в системе координат, основными параметрами которой являются вариабельность бытия, плюрализм, «рациональный хаос», сложность и нелинейность человеческой активности, научная парадигмальная ризоматич
Читать PDF
302.77 кб

«Зеркало наследия»: нарциссическая иллюзия или множество отражений?

Смит Лораджин
Статья посвящена проблеме осмысления понятия наследие.
Читать PDF
738.82 кб

О деструктивности проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде

Шарапов А.В.
В статье рассматривается деструктивная роль проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде. В работе приводятся признаки нарциссизма. Указаны условия для возникновения экстремисткой идеологии.
Читать PDF
133.71 кб

К вопросу о взаимосвязи нарциссических проявлений личности и развитии ее самосознания

Соколов Сергей Евгеньевич
В статье показано, что представление личности о себе содержит как осознаваемые, так и неосознаваемые динамические структуры, образующие целостность и непрерывность "Я".
Читать PDF
482.74 кб

Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности

Шамшикова Екатерина Олеговна
В данной статье рассматривается вопрос о психологическом пространстве личности и его границах с учетом влияний современной культуры, которая порождает «массового человека», постоянно демонстрирующего душевную борьбу между склоннос
Читать PDF
312.80 кб

Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе

Кашина Ольга Павловна
Рассматриваются основные научные подходы к определению понятия «перфекционизм»; описываются базовые составляющие (типы) перфекционизма; акцентируется внимание на различиях адаптивного и дезадаптивного перфекционизма.