Народность

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Народность
общность людей, характерная для рабовладельческой и феодальной эпох.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

НАРОДНОСТЬ
англ. nationality; нем. Volkerschaft. Исторически сложившаяся языковая, территориальная и культ, общность людей, предшествующая нации.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Народность
исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, сменившая племя и предшествующая рабовладельческому обществу.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Народность
По традиционному для российской демографии определению – это этносы, которые в своей социальной организации "переросли" племена, но еще "не доросли" до нации. К народностям в России традиционно относят малочисленные коренные этносы.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Народность
этническая категория, более высокого ранга, чем племя, но меньшего, чем нация. Чаще всего понимается как синоним народа. Характерно наличие социальной структуры высокой сложности и, обычно, письменности, хотя тотальное распространение последней не обязательно.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Народность
этническая и социальная общность людей, исторически следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и утверждения частнособственнических отношений.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

НАРОДНОСТЬ
1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем или союзом племен и нацией, обладающая: 1) общностью языка; 2) общностью территории; 3) общностью хозяйственной и социально-культурной жизни. В научной литературе термин Н. используется с середины ХХ в. 2. То же, что и народ (2).

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

НАРОДНОСТЬ

НАРОДНОСТЬ, 1) тип этноса, занимающий промежуточное положение между племенем (или союзом племен) и нацией. Считается характерным для рабовладельч. и феод. эпох, отличается нечетностью языково-культурных граней, слабостью экон. связей и т. д. 2) Совр. этносы (особенно в странах Африки и Азии), утратившие черты племени или группы племен, но не ставшие нациями; в СССР - название малочисл. коренных этносов (напр., народность Севера).

В. И. Козлов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

НАРОДНОСТЬ
одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родо-племенной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если для родо-племенных объединений характерной чертой, сущностью их выступали кровнородственные связи, то для народности - территориальные, для нации - экономические. Народность характерна, прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и в современных обществах, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) не сложились в нацию.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Народность
Народність. Nationality. 1. Исторически сложившаяся в результате слияния племен языковая, культурная и территориальная общность людей, предшествующая нации. 2. Принцип развития реалистической литературы (а позже и искусства вообще), сформулированный А. С. Пушкиным, а затем Л. Н. Толстым, содержанием которого является требование связи литературы с народным языком и отхода от традиций, в частности, французского романа. 3. Принцип искусства социалистического реализма, выдвинутый А. М. Горьким, который со временем стали трактовать как требование связи искусства с народной культурой (с жизнью), с чувствами и стремлениями, интересами и психологией масс, их борьбой за лучшую жизнь.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Народность
1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем (союзом племен) и нацией. Обладает общностью языка, общностью территории, хозяйственной и социально-культурной жизни. Исторически Н. появились в результате смешения и консолидации племен. Наибольшим стимулом этого процесса было вхождение этих племен в одно государство. В современном значении данный термин начал употребляться в русской научной литературе с середины XX в. До этого употреблялось слово народ. Первые Н. возникли в регионах древних цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования народностей относится к периоду Великого переселения народов (IV-VII вв.) На территории нашей страны в раннем средневековье произошло образование трех восточнославянских Н. - русской, украинской, белорусской, послуживших базой для развития трех соответствующих наций. 2. То же, что народ (2).
См. также: Народ, Национальность, Этнос

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

НАРОДНОСТЬ
термин, обозначающий принадлежность к народу (см.) или наличие каких-то его качеств. С начала 50-х гг. нашего века применяется для обозначения различн. видов этноса (см.), находящихся на стадии развития (общности) между племенем (или союзом племен) и нацией. Как тип этноса Н. считается характерной для раннеклассовых формаций. Исторически Н. формируется в рез-те смешения и консолидации племенных общностей (или их частей) по мере развития между ними хозяйственных и др. связей. Мощный фактор этого процесса - объединение частей формирующейся Н. в рамках одного гос-ва, а также распространение между ними одной религии. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования Н. развернулся гл. обр. после окончания эпохи Великого переселения народов. В процессе формирования Н. возникает хозяйственная и культурная общность, распространяется язык или диалект преобладающий этнич. общности. Однако этнич. самосознание на стадии Н. обычно не вполне отчетливо; оно часто отодвигается на второй план чувством религиозной принадлежности, областным (земляческим) самосознанием, чувством преданности своему властителю и т. д. Утрата прежней государственной общности нередко приводит к распаду Н.; так, древнерусская Н. после распада Киевской Руси дала начало русской, украинской и белорусской Н. В западной научн. литературе термина Н. и адекватного ему понятия нет. Лит.: Бромлей Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей//Советская этнография. 1972, № 5; Козлов В.И. О классификации этнических общностей//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография. 1986, № 3; Гилинский Я.И. Социология девнантного поведения и социального контроля//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М.. 1996. В.И. Козлов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Народность
исторически сложившийся тип этноса, характерный для докапиталистических раннеклассовых обществ и находящийся стадиально между племенем и нацией. Н. возникает в результате смешения (миксация) и слияния (консолидация, ассимиляция) племён и племенных групп, часто разноязычных, объединённых не только кровнородственными, но и территориальными связями. На основе такого смешения образуются племенные союзы (см. союз племён) в период разложения первобытнообщинного строя.
Для Н. характерно единство территории, усложнение и неоднородность социальной структуры общества (деление на сословия, классы и т.д.), замена кровнородственной организации территориально-политической, складывающейся в пределах государства, сохранение внутри себя сильных диалектных и культурных вариаций (субэтнические и этнографические группы), многозначность и неотчётливость самосознания этнического, которое зачастую вытеснялось общегражданским самосознанием, т.е. чувством принадлежности к одному государству. Кроме того, для Н. свойственно формирование единого языка, элементов общей культуры и быта, психологического склада, а также общего этнонима.
Н. – это основной этносоциальный организм классовых докапиталистических обществ, консолидирующую роль в котором начинают играть территориально-политические и хозяйственнокультурные отношения.
Первые народности сформировались в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.), как правило из близких по происхождению и языку племен. В Европе сложение народностей началось с конца эпохи Великого переселения народов. На территории России его начало приходится на 9-10 вв. (древнерусская Н.). Процесс формирования Н. продолжается и в современном мире, главным образом на территориях Африки, Латинской Америки, Океании, отчасти Азии.
Следует отметить, что термин «Н.» широко употреблялся в отечественной науке и общественной практике в отношении этносов, не имевших своей государственности, в том числе в форме союзных и автономных республик в составе СССР. В эту категорию попадали все малочисленные народы СССР (около 50 тыс. человек), не считавшиеся нациями.
В последние годы в России обострилась дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве исторического типа этноса. Сам термин «Н.» стал выходить из употребления. Вместо него стали применять более общее понятие «народы». Например, народы Северного Кавказа, малочисленные народы Севера и др. В зарубежной научной литературе термина, соответствующего термину «Н.», не существует.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Народность
тип этноса, этносоциальная общность людей, складывающаяся в процессе смены первобытнообщинного строя рабовладельческим (Древний Египет, Древний Рим и др.). В тех странах, которые миновали рабовладельческий стран, н. формировались в ходе становления феодального способа производства. При всех различиях путей формирования н. являются исторически определенным типом этнонациональных общностей, характеризующихся таки ми объективными признаками, как: общность территории, единый язык, наряду с которым еще сохраняются и племенные диалекты, наличие внутриэкономических связей, складывающиеся особенности психического склада и культуры. Процесс формирования народностей является дли тельным, растянут по времени на протяжении веков, а в отдельных территориальных регионах продолжается и в настоящее время (большое количество племен на территории Азии, Африки Латинской Америки до на стоящего времени еще не сложились в н.). В России в современный пери од многие малочисленные народы сформировались как н. уже на социалистической основе (коми, ненцы, эвенки и др. Поэтому н. возникают и существуют в рамках различных общественно-экономических формаций, что является основанием для их подразделения на виды: н. рабовладельческого, феодального, капиталистического или социалистического общества.
Например, в России многие малочисленные народы (коми, эвенки, ненцы и др.) впервые сложились в н. в современный период). Различные временные периоды формирования н. связаны с неравномерностью раз вития хозяйственно-экономических укладов их жизни, различной степенью интенсивности их внешних связей, существенными различиями в развитии их языка и культуры и др. Виды н. формально характеризуются одними и теми же признаками, но обладают качественно новым социальным содержанием. Это свидетельствует, с одной стороны, об исторической преемственности в развитии общества и типов общественных связей людей, а, с другой, — о специфичности их содержания, что определяется соответствующим типом общественно-экономической формации и уровнем цивилизационного процесса. Исторически предшествующий н. тип этносов (родоплеменная общность), так и последующая им социально-этническая общность (нации) отличаются не наличием каких-либо дополнительных признаков, а приобретением ими характеристик более высокого уровня их социально-экономической и духовной жизни, включением их в более широкие международные связи. При этом всегда имела значение и численная представительность этносов, составляющих основу формирования н. Др филос. наук Р. И. Мамина.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

НАРОДНОСТЬ
1) в отечественной литературе — обозначение видов этноса, характерных для раннеклассовых обществ и занимающих промежуточное положение между племенем и нацией; 2) современные этносы (особенно в странах Африки и Азии), утратившие черты племени, но не ставшие нациями. Н. складывается на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя. В отличие от родоплеменной организации, построенной на кровнородственных связях, в Н. приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков (при этом общим языком, как правило, становится язык наиболее развитого племени, входящего в Н.). Н. свойственно наличие хозяйственных связей (хотя они не имеют столь развитого консолидирующего характера, как в нации), элементов общей культуры, общего этнонима.
Первые Н. сформировались в рабовладельческую эпоху (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). Особенно широко развернулся процесс образования Н. в период феодализма (древнерусская, польская и другие Н. Европы). Складывались они обычно из близких по происхождению и языку племен (древнерусская — из восточнославянских племен полян, северян, древлян, витичей, кривичей и др., польская — из западнославянских племен поморян, вислян, мазовшан и др.), реже — из различных племен и этнических групп, смешавшихся в результате завоевания одних другими (северофранцузская и провансальская народности — из разноязычных галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов и т. д.).
В процессе складывания Н. и по мере усиления экономических и культурных связей между отдельными их составными частями язык одной из них (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась определенная территориальная, культурная и хозяйственная общность. Впрочем, общность эта (особенно в экономическом отношении) была еще неустойчивой и рыхлой. Одним из показателей сложившейся общности служил новый единый этноним, под которым Н. становилась известной соседям. С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется характерная для Н. хозяйственная разобщенность, происходит превращение их в нации. Присущие Н. признаки получают новое качество; нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком; наконец, на почве всего этого у них формируются общие черты национального характера, более четкое (чем у народностей) этническое самосознание. Однако многие малочисленные Н. не могут сформироваться в нации; вследствие своей малочисленности они не в силах развивать современное индустриальное производство, все стороны культуры своими национальными кадрами, в течение времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми этносами, частично усваивают их культуру, язык, а иногда и полностью сливаются с ними. Историко-стадиальное понятие Н. оказалось полезным в терминологическом отношении при описании раннеклассовых формаций. В западной научной литературе термина, соответствующего понятию Н., не существует. В русском языке термин Н. стал употребляться с 20-х г. (например, в переписи 1926 г.) для обозначения принадлежности к народу (этносу). С начала 50-х г. стал применяться относительно коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, не сформировавшихся в нации. В целом для Н. СССР были характерны признаки, присущие нации, однако малочисленность Н. не давала им возможности подняться в своем развитии до уровня социально-экономического и культурного развития нации.
В последние годы в России обсуждался вопрос о правомерности выделения Н. в качестве одного из основных исторических типов этноса. Сам термин «Н.» стал выходить из употребления. Вместо него стал применятся более общий термин «народы» (например, малочисленные народы Севера, народы Дагестана и др.)· Как в СССР, так и в современной России возникал вопрос различения наций и народностей. Условно к нациям относились этносы, численность которых не менее 100 тыс. человек. Кроме того, к нациям относились те этносы, которые имеют государственность в форме союзной (в СССР) или автономной республики. Однако при решении этого вопроса необходимо учитывать весь комплекс социально-экономических характеристик этнических общностей, а также их численность, особенности расселения, интенсивность этнокультурных связей и т. п. См.; Национальность. Нация. Племя. Род.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

НАРОДНОСТЬ
термин, применявшийся в русском языке до середины XX века гл.обр. для обозначения принадлежности к народу или каких-то его качеств. В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса (см.), находящихся стадиально между племенами (см.) или союзом племен) и нацией (см.). Как особый вид этноса Н. считалась характерной для раннеклассовых формаций; ее историческое происхождение связывалось со смешением и консолидацией племенных общностей (или - частей их) по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Мощным фактором этого процесса являлось объединение частей формирующейся Н. в рамках одного государства, а также распространение между ними одной религии. Первые такие Н. возникли в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др. Н.). В Европе процесс формирования Н. развернулся гл.обр. после окончания эпохи Великого переселения народов. Нередко Н. складывались из разноязычных компонентов (напр.. северо-французская Н. - из галльских племен, римских колонистов и некоторых германских племен) и воспринимали этноним (см.) ведущего компонента ("французы" - от франков и т.п.); чаще преобладали компоненты Н., близкие в языково-культурном отношении (напр., польская Н. - из племени полян, мазовшая, вислян и др.). В процессе формирования Н. возникла хозяйственная и культурная общность, распространялся язык или диалект преобладавшего компонента. Однако этническое самосознание на стадии Н. обычно не было вполне отчетливым; оно часто отодвигалось на второй план чувством религиозной принадлежности, областным (земляческим) самосознанием, чувством преданности своему властителю, о чем свидетельствуют средневековые религиозные войны и феодальные распри. Утрата прежней этно-государственной общности нередко приводила к распаду Н.; так, древнерусская Н. после распада Киевской Руси дала начало русской (великорусской), украинской (малорусской) и белорусской Н. С развитием капитализма часть раннеклассовых Н. преобразовалась в нации, другие подвергаются в той или иной степени ассимиляции преобладающими этносами. Применительно к современной эпохе было принято выделять капиталистические Н. (напр., в Великобритании - уэльсцы, во Франции - бретонцы и др.) и социалистические Н. В СССР термином Н. обозначались как довольно крупные этносы (напр., "Н.Дагестана" - аварцы, кумыки и др.), так и особенно малочисленные этносы (напр., "Народности Севера" - эвенки, ненцы, чукчи и др.), не формирующиеся в самостоятельные нации. Развернувшиеся в странах Азии и Африки процессы этнической конссолидации племенных и локально-территориальных групп приводят к формированию Н. промежуточного типа, с тенденцией дальнейшего превращения их в нации.
Историко-стадиальное понятие Н. оказалось полезным не столько в смысловом, сколько в терминологическом отношении при описании раннеклассовых формаций. В западной научной литературе термина Н. и адекватного ему научного понятия нет. Классики марксизма-ленинизма, признавая существование переходного этапа между племенами и нацией, видимо, считали его в этническом отношении довольно неопределенным; это обстоятельство, а также разнообразие выделяемых Н. в социально-экономичеком и др. параметрах затрудняло разработку общей "теории Н." В советской науке выдвигались предложения выделить для раннеклассовых формаций два типа этнических общностей: "демос" и "народность"; возникали споры о том, существовала ли единая эллинская Н. или отдельные древнегреческие Н. (афинская, спартанская и др.), единая немецкая Н. или отдельные немецкоязычные средневековые Н. (баварская, гесенская и др.). В 1980-е годы в советской этнографии дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве одного из основных исторических типов этноса вновь обострилась, но общепринятого результата ее достигнуто не было.
ЛИТ.: Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21.
Токарев С.А. Проблемы типов этнических общностей. (К методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии, 1964, N 11.
Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Закономерности социалистического развития народностей в СССР. Махачкала, 1965.
Лашук Л.П. О формах донациональных этнических связей // Вопросы истории, 1967, N 3.
Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография, 1986, N 3.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
981.91 кб

Народность содержания гражданского образования в школе

Лазарев А.И.
Читать PDF
80.05 кб

«Официальная народность» XXI века: старые идеологемы в формировании политического сознания «Новых» р

Шатина Наталья Владимировна
В статье исследуются манипулятивные механизмы и способы, используемые политической властью для формирования политического сознания современных россиян.
Читать PDF
424.96 кб

«Православие-народность- самодержавие» в историософии ранних славянофилов

Скороходова С.И.
В статье предпринята попытка раскрыть связь между центральным элементом славянофильской триады «православие-народность-самодержавие» православием, с одной стороны, и народностью и самодержавием, с другой.
Читать PDF
175.14 кб

Социокультурные особенности организационного поведения в Республике Чад (на примере народностей кане

Брахим Дина Али
Актуальность исследований различных аспектов организационной культуры, определяющейся многими современными исследователями как одна из главных детерминант социоэкономического развития страны, связана с тем, что предпринимательство
Читать PDF
172.83 кб

Проблема народности в концепции почвенничества

Гунашвили Е. М.
Статья посвящена рассмотрению одного из главных мировоззренческих оснований почвенничества, а именно категории народности. Анализируется роль и значение данной категории в концепции почвенничества.
Читать PDF
224.98 кб

Проблема народности в духовном наследии народников

Кузнецова Татьяна Викторовна
Читать PDF
1.06 мб

Национальные игры в системе воспитательного процесса коренных народностей Приамурья

Валеев А.М.
В статье проведен историко-педагогический анализ зависимости национальных игр и образа жизни народностей Приамурья, представлена роль народной игры как эффективное средство в традиционном физическом воспитании коренных жителей При
Читать PDF
54.23 кб

Алиментарный статус детей коренных народностей Крайнего Севера

Данилова Н. И., Истомин А. В., Раенгулов Б. М., Крючкова Е. Н., Кондратович С. В.
Hуgenic estimation of actual nourishment and biochemical indices of alimentary status of pupils of aboriginal population in the Polar North is given.
Читать PDF
0.00 байт

Теория официальной народности как основа системы принципов формирования и деятельности государственн

Садохина Наталия Евгеньевна
Статья посвящена рассмотрению принципов формирования и деятельности государственного аппарата в России и их взаимосвязи с теорией официальной народности, предложенной в XIX в. С.С. Уваровым.
Читать PDF
0.00 байт

Этнические особенности патологических состояний у представителей коренной народности Прибайкалья (об

Колесникова Любовь Ильинична, Даренская Марина Александровна, Первушина Оксана Александровна
Анализ данных литературы показал, что коренное население Прибайкалья имеет большую степень адаптации к региону проживания, в сравнении с пришлым.
Читать PDF
0.00 байт

Прогнозирование долгожительства у Российской народности ханты по хаотической динамике параметров сер

Еськов В. В., Филатова О. Е., Гавриленко Тарас Владимирович, Химикова О. И.
Методами теории хаоса -самоорганизации и методами классической статистики изучалось поведение вектора состояния сердечно-сосудистой системы человека. Наблюдались коренные жители Севера Российской Федерации.
Читать PDF
1.31 мб

Распространенность мутаций NT656G и V281L у детей коренных народностей Крайнего Севера России

Яковлева Светлана Яновна, Бурцева Татьяна Егоровна, Шадрин Виктор Павлович, Синельникова Елена Владимировна, Аврусин Сергей Львович, Дьячков Алексей Николаевич, Кононова Ольга Анатольевна, Юрьева Виктория Вадимовна, Николаева Людмила Алексеевна, Часнык Вячеслав Григорьевич
Врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН) представляет собой группу аутосомно-рецессивных заболеваний, чаще всего вызываемых дефицитом фермента 21 гидроксилазы (CYP-21).
Читать PDF
0.00 байт

Прогнозирование долгожительства у Российской народности ханты по хаотической динамике параметров сер

Гавриленко Т.В., Хадарцев А.А., Дегтярев Д.А., Соколова А.А.
Методами теории хаоса-самоорганизации и методами классической статистики изучалось поведение вектора состояния сердечно-сосудистой системы человека. Наблюдения производились на коренных жителях Севера РФ.
Читать PDF
0.00 байт

Факторы риска и прогнозирование кардиоваскулярной патологии представителей народности ханты: итоги ш

Кудряшова Виктория Евгеньевна, Палюшкевич Алевтина Сергеевна, Абубекерова Эльвира Мурзабековна
Обследованы 167 представителей народности ханты Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Читать PDF
349.88 кб

Реализация идеи народности в современной школе

Малякова Н. С.
Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день.

Похожие термины:

  • Вторичные народности

    одна из форм этнических общностей, у которых внутренние культурно-информационные связи обычно слабее, чем связи, соединяющие их с крупной нацией, по соседству с которой они живут. Для В.н. характер