Наставничество
НАСТАВНИЧЕСТВО
длительные, доверительные, развивающиеся по определенной программе рабочие взаимоотношения между старшими и младшими по должности и возрасту сотрудниками.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Наставничество
одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Наставничество
форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т. п. Н. - индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
НАСТАВНИЧЕСТВО
одна из форм работы с молодыми рабочими и специалистами, направленная на их успешную адаптацию на предприятии (в организации), получившая широкое распространение в советское время, когда происходила массовая миграция из села в промышленные районы.
Организация Н. предусматривает прикрепление к каждому молодому работнику опытного — наставника, обладающего высоким мастерством, богатым жизненным опытом и педагогическими склонностями. Наставник обязан оказать помощь молодому работнику в освоении профессии на данном рабочем месте. Он, как правило, знакомит новичка с историей и традициями предприятия, способствует его вовлечению во взаимоотношения с другими работниками.
Не менее важно воспитание у молодого работника стремления к знаниям, ответственного отношения к труду и уважения к традициям предприятия. Н. способствует укреплению организационной культуры предприятия и обеспечению ее преемственности. Традиции Н. сохраняются на многих предприятиях и утверждаются в частных фирмах как практика приобщения новичков к данной корпорации.
См. также: Адаптация в трудовой сфере.
Лит.: Бердыклычева H. М. Роль наставничества в формировании молодого пополнения рабочего класса // Социальные проблемы подготовки и труда молодого пополнения рабочего класса. — М., 1986; Игнатьев Ю. И Роль наставничества в формировании смены рабочего класса // Формирование научного мировоззрения. — Чебоксары, 1980; Социалистический трудовой коллектив — важный фактор формирования нового. — Киев: Ви-ща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1984; Orpen Ch. The effects of mentoring on employees’ career success 11 J. of social psychology. — Provincetown. 1995. Vol. 135. N 5.
H. И. Шаталова
Организация Н. предусматривает прикрепление к каждому молодому работнику опытного — наставника, обладающего высоким мастерством, богатым жизненным опытом и педагогическими склонностями. Наставник обязан оказать помощь молодому работнику в освоении профессии на данном рабочем месте. Он, как правило, знакомит новичка с историей и традициями предприятия, способствует его вовлечению во взаимоотношения с другими работниками.
Не менее важно воспитание у молодого работника стремления к знаниям, ответственного отношения к труду и уважения к традициям предприятия. Н. способствует укреплению организационной культуры предприятия и обеспечению ее преемственности. Традиции Н. сохраняются на многих предприятиях и утверждаются в частных фирмах как практика приобщения новичков к данной корпорации.
См. также: Адаптация в трудовой сфере.
Лит.: Бердыклычева H. М. Роль наставничества в формировании молодого пополнения рабочего класса // Социальные проблемы подготовки и труда молодого пополнения рабочего класса. — М., 1986; Игнатьев Ю. И Роль наставничества в формировании смены рабочего класса // Формирование научного мировоззрения. — Чебоксары, 1980; Социалистический трудовой коллектив — важный фактор формирования нового. — Киев: Ви-ща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1984; Orpen Ch. The effects of mentoring on employees’ career success 11 J. of social psychology. — Provincetown. 1995. Vol. 135. N 5.
H. И. Шаталова
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.