НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
англ. progress, scientific-technic; нем. Wissenschaftliche Technischfortschritt. Поступательное развитие науки и техники. См. РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Научно-технический прогресс
единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. Современный этап НТП выражается в научно-технической революции, резком ускорении прогресса на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

Научно-технический прогресс
внедрение достижений науки в производство, благодаря чему повышается производительность труда, происходят многообразные изменения в жизни общества. В советской социологии (60-70-е гг. ) эта тематика связывалась также с марксистской концепцией сближения физического и умственного труда.

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ (НТП)
взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научн. и технич. прогресс впервые стали сближаться в XVI - XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретич. и экспериментального решения практич. задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в., когда наука и техника взаимно стимулировали свое развитие; современный этап определяется революцией научно-технической (см.) и охватывает наряду с промышленностью сельское хоз-во, транспорт, связь, медицину, быт. НТП на современном этапе включает в себя: фундаментальные и прикладные научн. исследования; доведение рез-тов исследований до научно-технич. разработок, инженерных решений и практич. использования; организацию производства новой техники; совершенствование технич. средств, форм и методов организации производства, труда и управления; постоянное технич. перевооружение отраслей народного хоз-ва. Ускорение НТП - главный источник повышения производительности труда, а следовательно, и один из важнейших факторов роста эффективности обществ. производства. НТП способствует также изменению содержания труда, повышению творческих начал в труде, удовлетворенности трудом в целом. Для ускорения НТП необходимо: существенное сокращение сроков создания и освоения новой техники; усиление связей науки и производства; укрепление материально-технич. и опытно-производственной базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, совершенствование организационной структуры науч. учреждений, подготовки и повышения квалификации кадров; всемерное содействие развитию массового научно-технич. творчества изобретателей и рационализаторов. Плановое начало в развитие НТП вносит разработка долгосрочных комплексных программ НТП и разрабатываемых на их основе целевых комплексных программ по решению важнейших научно-технич. проблем. Лит.: Аганбегян А.Г. Научно-технический прогресси ускорение социально-экономического развития. М., 1985; Добров Г.М. Научно-технический прогресс производительных сил. Киев, 1985; Научно-технический прогресс и творчество масс. М., 1986; Научно-технический прогресс и эффективность производства. М., 1985; Рабочий класс и научно-технический прогресс. М., 1986; Совершенствование механизма управления научно-техническим прогрессом. Минск, 1987; Ускорение научно-технического прогресса - основа интенсификации. М., 1987. Н.В. Андреенкова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
(НТП) — взаи-мообусловленное развитие науки и техники.
Начиная с так называемого «Нового времени» НТП ускоряется, что позволяет превратить произ-во в технологич. процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук. НТП инициируется открытиями принципиально новых теорий в математических и естественных науках.
Истоки НТП коренятся в мануфактурном произ-ве XVI— XVIII вв., когда научно-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во эволюционировало за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла. Теология и схоластика препятствовали восприятию новых идей. В XVI в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения проблем технологич. и организационного (социального) характера. Под влиянием идей Возрождения исследователи порывают со схоластической традицией и обращаются к практике. Возникает наука в классическом ее понимании, как опирающаяся на фактуальное знание. Изобретения компаса, пороха и книгопечатания были тремя великими открытиями, положившими начало интеграции научной и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произ-ва побуждали теоретически исследовать многие механич. процессы. По словам К. Маркса, «мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности».
Возникновение машинного произ-ва в конце XVIII в. было подготовлено результатами научно-технич. творчества математиков, механиков, физиков и представителей других отраслей наук. Машинное произ-во в свою очередь открыло практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно впервые выступает как «предметно-воплощаю-щаяся наука». Это означает переход ко второму этапу НТП, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-технич. деятельности, призванные доводить теоретич. решения до технич. воплощения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), прикладные исследования и др. Научно-технич. деятельность становится одной из обширных сфер приложения человеческого труда.
Третий этап НТП связан с совр. научно-технич. революцией. Новые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая к ней свои требования.
НТП охватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности об-ва: сельское хоз-во, транспорт, связь, здравоохранение, образование, сферу быта и услуг. Государственные инновационные программы предусматривают освоение фундаментальных достижений науки в произ-ве.
См. также: Компьютеризация труда, Постиндустриальное общество, Содержание труда.
Лит.: Аганбегян А. Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития. — М., 1985; Совершенствование механизма управления научно-техническим прогрессом. — Минск, 1987. Г. Н. Соколова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП)
единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук. Непрерывность НТП зависит прежде всего от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих воплотить научные идеи в новую технику и технологии.
НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной, означающей совершенствование традиционных основ науки и техники, и революционной, протекающей в виде научно-технической революции, которая порождает принципиально новую технику и технологии, вызывает коренное преобразование производительных сил общества. Истоки НТП коренятся в мануфактурном производстве XVI– XVIII веков, когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало за счет накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности. В XVI веке нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения ряда вполне определенных задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике.
Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать многие механические процессы. По словам К. Маркса, «мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности». Возникновение машинного производства в конце XVIII века было подготовлено результатами научно-технического творчества математиков, механиков, физиков и представителей других отраслей наук. Машинное производство в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука». Все это означает переход ко второму этапу НТП, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах.
Возникают специальные звенья научно-технической деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) прикладные исследования и др. Научно-техническая деятельность становится одной из обширных сфер приложения человеческого труда. Третий этап НТП связан с современной научно-технической революцией. Новые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство компьютерной техники и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой современного НТП является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, образование, сферу быта и сферу услуг. Плановое начало в развертывание НТП вносит разработка долгосрочных комплексных программ НТП и разрабатываемых на их основе целевых комплексных программ по решению важнейших научно-технических проблем.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 46. – Ч. 2; Аганбегян А. Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития. – М., 1985; Совершенствование механизма управления научно-техническим прогрессом. – Минск, 1987. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.