термин Фредерика Тейлора, касающийся применения научных принципов в работе деловой или другой крупной организации.
НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Научное управление
Источник: Словарь справочник по социальной работе
НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
scientific management) — совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Родина научного управления — США 1890-х гг. Его главный вдохновитель — Ф.У. Тейлор, отчего "тейлоризм" и "научное управление" часто используются как взаимозаменяемые термины. Тейлор получил инженерное образование. Его принципы менеджмента основаны на том, что рабочий проект можно объективно измерить, процесс труда разбить на составные части как различные "физические движения", точно рассчитав (путем изучения времени и движения) реорганизацию рабочих мест с целью наиболее эффективной отдачи для повышения производительности. В этом смысле управление скорее "научное", чем интуитивное. Оно выявляет законы, руководящие трудовой деятельностью и составляющие основу совокупности универсальных принципов "наилучшего способа" организации труда. Философия Тейлора покоилась на идеях классической политэкономии и психологии, которые предполагали, что индивидуумы по природе ленивы и восприимчивы к работе. Каждого следует оплачивать в соответствии с его усилиями и экономически поощрять. С внедрением научного управления профсоюзы должны устареть, кооперация на рабочих местах обеспечится применением научных принципов, а каждый рабочий станет преследовать индивидуальные интересы. Научное управление направлено на: (а) Фрагментацию труда на простые, обычные действия; (б) стандартизацию каждого действия для устранения простоев; (в) отделение замысла от выполнения посредством передачи менеджерам проектирования и контролирования работы. Принципы Тейлора прежде всего направлены на рабочее место, но его методы также подразумевали функциональное разделение менеджмента, включая отделение от собственников. Разработанная ранними сторонниками науки управления теория заключалась в определении вертикалей полномочий и промежутков управления (см. также Теория организации). Идеи Тейлора явились развитием подходов начала XIX в. к фабричной организации и механизации, особенно работ Эндрю Ура и Чарльза Баббаджа. В "Принципе Баббаджа" (1832) утверждалось: задачи, требующие квалификации, нужно разбить на компоненты и различные неквалифицированные задачи, что позволяет оплачивать каждую операцию по наиболее низкому разряду, а рабочим - исполнять только действия, соразмерные с мастерством и обучением. Социологический анализ научного управления концентрировался на двух проблемах: на его значении как идеологии, узаконивающей контроль менеджмента, и на степени, в которой оно применялось на практике в капиталистических обществах на различных стадиях развития. Как идеология оно пользуется все большим влиянием на организацию труда и идею менеджеров, несмотря на оппозицию со стороны и профсоюзов, и предпринимателей. Ведь данный подход явно расходится с предшествующим предпринимательским отношением патернализма и благоденствия, что служило мишенью для критики последователей Школы человеческих отношений к управлению, отвергавшей индивидуалистские, материальные предположения о мотивации человека и защищавшей разнообразие задач, рабочие группы и самореализацию через труд. В последнее время споры в социологии сосредоточились на важности тейлоризма как основы управления при капитализме (см. Процесс труда). Ясно, что научные принципы менеджмента никогда полностью не осуществлялись на практике. Противодействие рабочих и необходимость предпринимателей обеспечивать и согласие рабочих, и гибкость в организации труда означали отказ или изменение многих из оригинальных принципов Тейлора (см. Фордизм и постфордизм). Однако отдельные элементы, особенно деквалификация, были и все еще остаются широко применяемыми в производстве, а также в конторах (см. Технология; Мастерство). Научное управление получило влияние даже в социалистических обществах через работы Ленина и Грамши, но отделено от капиталистической идеологии, которая его подкрепляла.
Источник: Большой толковый социологический словарь