НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Найдено 1 определение
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают: 1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи; 2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения; 3) речевая системность. Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения. Это следующие средства: 1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия; 2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия; 3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий; 4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться); 5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться; 6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние; 7) использование глаголов в значении настоящего вневременного; 8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица; 9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.). Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста. Ее реализации способствуют следующие средства: 1) полнота грамматического оформления предикативных единиц; 2) преобладание союзных предложений над бессоюзными; 3) преобладание сложноподчиненных предложений; 4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения; 5) широкое использование вводных слов и словосочетаний; 6) конструкции и обороты связи; 7) объективный, нейтральный порядок слов; 8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности; 9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению...; как было отмечено выше...); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул. Точность, ясность Н.с. достигается: 1) употреблением большого числа терминов; 2) четкими определениями вновь вводимых понятий; 3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний; 4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения; 5) употреблением обособленных согласованных определений; 6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения; 7) ссылок и сносок в тексте; 8) преобладанием союзия над бессоюзием. Некатегоричность изложения выражается: 1) во взвешенности оценок; 2) эффективности теории и путей ее решения; 3) степени завершенности результатов исследования; 4) в цитировании мнений других авторов. Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности. В связи с этим наблюдаются: 1) обращенность к читателю; 2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций; 3) собственный диалог; 4) вопросно-ответные комплексы; 5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы; 6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения; 7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.); 8) оценочные средства языка; 9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.); 10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера; 11) развернутые вариативные повторы; 12) противопоставление разных точек зрения на проблему; 13) средства категории проспекции и ретроспекции; 14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности; 15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности. Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Стиль научного мышления и стиль научного познания

Пискорская Светлана Юрьевна
Рассматривается проблема существования стилей научного познания от стиля научного мышления.
Читать PDF

Стиль научного мышления: эпохальная или дисциплинарная концепция?

Поздняков А.А.
В статье сопоставляются две концепции стиля научного мышления.
Читать PDF

Научный стиль речи: компетентностный подход к обучению на базовом этапе

Шустикова Т. В.
В статье рассматриваются следующие вопросы: комплексность и аспектность в преподавании аспекта «научный стиль речи» студентам медико-биологического профиля на довузовском этапе обучения: место функциональной грамматики, текстовый
Читать PDF

Стиль педагогической деятельности как характеристика научно-педагогической школы

Карнаух Надежда Валентиновна
Стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы является важным фактором, объединяющим Учителя и его учеников в научную школу.
Читать PDF

Критически-рефлексивный стиль мышления как основа сущностного подхода в научном исследовании

Коржуев Андрей Вячеславович, Хлопенко Н. А., Шевченко Елена Викторовна
В статье рассматривается научный стиль мышления критический рефлексивный в противовес "обыденно-созерцательному" при теоретической разработке дифференцированного физического образования на элективах, о проблемах этой формы обучени
Читать PDF

Обучение иностранных студентов-нефилологов чтению как виду речевой деятельности (научный стиль)

Гасанова П. М., Буйских Т. М.
Для иностранных студентов-нефилологов умение читать правильно в зависимости от коммуникативной установки, пользоваться разными видами чтения является фундаментальным умением, влияющим на результативность обучения, на получение нео
Читать PDF

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пермь как стиль – город как

Игнатьева Оксана Валерьевна