НЕАДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Найдено 1 определение
НЕАДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
термин, характеризующий особенности понимания и интерпретирования респондентом целостных, завершенных коммуникативных актов, (произведений, материалов и т.д., реализованных в любой семиотической системе). Введён впервые Т.М.Дридзе при описании результатов проекта «Общественное мнение», 1969-1974, г. Таганрог. Определение степени адекватности понимания и интерпретирования, воспринятых респондентом материалов (произведений и т.д.), происходит посредством метода интенционального (мотивационно-целевого анализа). Для этой цели выявляются, во- первых, мотивационно-целевые структуры произведений, воспринятых респондентом и, во-вторых, мотивационно-целевые структуры интерпретаций этих же произведений респондентом в «открытых вопросах» комплексной многоуровневой анкеты. Сопоставление результатов первого и второго этапов позволяет оценить степень адекватности понимания и интерпретирования. Искомой точкой отсчета (той, по отношению к которой происходит оценка) оказывается авторская интенциональность, или, по определению Т.М. Дридзе, «равнодействующая мотивов и целей общения». НВ характеризуются несовпадением смысловых акцентов при восприятии, причем не только на уровне тезисов, но и на уровне аргументов. Испытуемый «выхватывает» из целостной структуры воспринятого произведения отдельные элементы (чаще всего это факты, выполняющие функцию иллюстраций, а также так называемый фоновый уровень) и вводит их в собственную систему умозаключений, основанную на его ожиданиях, чаяниях, надеждах, опасениях, страхах, либо ничего не запоминает и потому вообще не может интерпретировать. Не только интенциональность, но и тезисы, и аргументы к тезисам остаются скрытыми, непроявленными в сознании респондента. При этом часто вместо того, чтобы «включить внимание» и попытаться понять смысл воспринятого материала, следует эмоциональная взрывная реакция, особенно в тех случаях, когда уже имеется некая социальная установка ( положительная или отрицательная) по отношению к теме сообщения, герою, автору и т.д. При восприятии материалов общественно-политического содержания число неадекватных интерпретаций составляет не менее 30-35%, в зависимости от формы подачи и организации материала.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Массовая информация в советском промышленном городе. Под ред. Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980; Дридзе Т.М. Организация и методы лингво-социопсихологического исследования. М., 1979; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009; Адамьянц Т.З. Социоментальная личность // Мир психологии. 2012, № 3. Т.З. Адамьянц

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.