НЕЛЬСОН Бёнджамин

Найдено 1 определение
НЕЛЬСОН Бёнджамин
(1911-1977) - американский историк и социолог, исследователь религии. Окончил исторический факультет Колумбийского университета по специальности «медиевистика». Преподавал в университетах Чикаго, Нью-Йорка, штата Миннесота. С 1966 г. работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Н. участвовал в учреждении Общества научного изучения религии США, в 1976-1977 гг. избирался его вице-президентом. С 1971 г. до конца жизни он был президентом Международного общества сравнительного изучения цивилизаций. Исследуя в качестве историка хозяйственную жизнь средневекового общества, Н. обратил внимание на религиозное обоснование многих его экономических институтов. Специальному рассмотрению им было подвергнуто ростовщичество («Идея ростовщичества», 1949; расширенное переиздание - 1969), трансформацию отношения к которому в христианской среде он связал с историческими переменами в религиозном мышлении. К анализу исторических и правовых аспектов хозяйственной эволюции Н. применил методологию социологического подхода Вебера, объясняя те или иные явления общественной жизни влиянием установок сознания религиозного. Особенно привлекла Н. веберовская интерпретация харизмы и рациональности. Сквозь призму этих понятий он рассматривал развитие европейской цивилизации, отводя значительную роль в этом процессе таким «посредническим элитам», как священники и пророки (см. Харизматическое лидерство религиозное). По мнению Н., рациональность становится влиятельным фактором социокультурной жизни Средневековья начиная с XII в., сначала в теологии, а затем в церковных и мирских занятиях. Он полагал, что со времен Реформации, особенно под влиянием идей Лютера и Галилея, происходило смещение акцентов в общественном сознании от авторитарных церковных догм к самостоятельному поиску истины - религиозной (в силу личной ответственности человека перед Богом) и научной (как обязанности постигать мир, данный от Бога человеку в управление). Этим объясняется, с точки зрения Н., критическое отношение в Новое время к средневековой морали и феодальным порядкам. Протестантский рационализм позволил соединить науку и религиозные ценности, способствовал новому строю экономических воззрений и действий (статья «Схоластическое обоснование совести, кризис доверия в ранне-современную эпоху и научно-техническая революция в XVII и XX веках», 1968). Необходимость теоретико-методологического обоснования своих взглядов на историю общества побудила Н. к внимательному изучению научного наследия М. Вебера. В 1970-е годы он опубликовал серию статей в социологической периодике о различных аспектах теории Вебера («Веберовская протестантская этика», 1973 и др.), положив тем самым начало «веберовского ренессанса» в американской социологии. Н. принадлежит анализ общего и специфического во взглядах Вебера и Трёльча на социальное значение религии, а также описание веберовской трактовки восточной и западной цивилизаций в свете последующих достижений научного знания.

Источник: Социология религии. Словарь.