НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от греч. neos - новый и бихевиоризм) - позитивистское течение в социологии, исходящее из принципов бихевиоризма, предметом исследования которого выступают наблюдаемые «элементарные единицы» человеческого поведения. Н. возник в качестве реакции на упрощенность представлений классического бихевиоризма, сводящего поведение человека к схеме «стимул - реакция». В рамках Н. в эту схему стали вводить «промежуточные переменные», связанные с психикой человека и ее социальной природой. Основные положения Н. нашли наиболее полное выражение в теории социального обмена, согласно которой «универсальным принципом общественной жизни» выступает обмен. Социальный обмен осуществляется на основе «закона выгоды» (частный случай базового для бихевиоризма «закона эффекта»). В рамках этого закона человеческое поведение рассматривается как реакция (выплата) на стимул (награду), закрепленная в опыте удачного «обмена».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
общеметодологич. ориентация позитивистского характера, распространенная в амер. социологии. Н. возник в психологии в 30-е гг. XX в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стала очевидной несостоятельность классич. бихевиоризма - невозможность описания поведения человека только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В бихевиористскую схему "стимул - реакция" (S-R) Н. ввел опосредствующее звено, т. н. промежуточные переменные психологич. содержания и усложнил схему (S-О-R). В остальном Н. разделял принципы классич. бихевиоризма. Н. в социологии не вылился в сколько-нибудь оформленные концептуальные рамки - его задача заключалась в том, чтобы избежать теоретизирования, сделав упор на позитивистски трактуемом конкретном знании, представленном в виде верифицируемых "протокольных фактов". Это проявилось в потоке многочисленнных прикладных исследований отдельных достаточно локальных проблем. Постулируя наличие "промежуточных" переменных, сторонники Н. отказывались от их анализа, упрощая свою задачу до фиксации стимулов и наблюдаемых в ответ "элементов поведения". В наибольшей степени это проявилось в изучении таких конкретных сфер, как социология организаций, разделения труда, бюрократии и т. п. Немногочисленные обобщения конкретных данных с позиций Н. наиболее полно выражены в т. н. теории соц. обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Д. Адаме и др.). Стоя на позиций "предельного психологич. редукционизма" Хоманс считает социологию вторичной, производной от психологии наукой. В психологии же для него наиболее продуктивен именно Н., дающий возможность вычленить наблюдаемые "элементарные единицы" поведения. "Теория соц. обмена" базируется на парадигме научения и оперантного обусловливания Б. Скиннера и следует основному для бихевиоризма закону эффекта. Здесь он выступает в виде "закона выгоды", к-рому подчинен соц. обмен - "универсальный принцип обществ. жизни". Поведение человека описывается совокупностью "выплат" (реакций) на те или иные "награды" (стимулы), к-рые он получает: удачный "обмен" закрепляется и воспроизводится, неудачный опыт отбрасывается. Все, что находится "между" стимулами и реакциями, объявляется сторонниками Н. хотя и чем-то существующим, но не поддающимся анализу объективными социологич. методами и, следовательно, ненаучным. Лит.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетни. М, 1974; Homan J.K. Sentimentals and activities. N.Y., 1962; Blau P.M. Exchange and power in social life. N.Y., 1964. Д.В. Ольшанский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия