НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от греч. neos - новый и эволюционизм) - совокупность неопозитивистских концепций (I Парсонс, М. Сапине, Н. Смелзер, Л. Уайт, Г. Чайлд, С. Эйзенмтадт), связанных с модификацией во второй половине XX в. идей классического эволюционизма. Представители Н., признавая, как и эволюционисты, закономерный характер общественного прогресса, отрицают его непрерывность и однолинейность. Они отвергают притязания эволюционизма на то, что все аспекты социальной эволюции можно отразить в единственной последовательности стадий общественного прогресса. Отказываясь от постулата универсальности социальной эволюции, многие представители Н. говорят о разных линиях общественного прогресса. Кроме того, они признают существование в общественной жизни таких вечных ценностей, как, например, нравственные, к-рые не поддаются упорядочению в ту или иную последовательность развития. В Н. большое внимание уделяется разработке теории «механизма» общественного прогресса, в к-ром выделяются: 1) дифференциация социокультурных структур; 2) специализация социокультурных функций; 3) интеграция этих структур и функций в новые уровни организации. В Н. выделяют три направления: 1) «культурный селекционизм»; 2) «культурный материализм»; 3) эволюционный функционализм. Представители «культурного селекционизма» полагают, что социокультурные вариации в процессе эволюции возникают потому, что при передаче культуры от поколения к поколению случаются ошибки и новации, аналогичные генетическим мутациям. Представители «культурного материализма» считают, что общественный прогресс определяется «эволюционным потенциалом», к-рым обладают разные культурные типы. Представители «эволюционного функционализма» рассматривают общества как естественные, адаптивные, функционально интегрированные системы, в к-рых новации появляются и выживают потому, что удовлетворяют функциональным требованиям общества как целого, определяя тем самым и направление социальной эволюции.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.