Неокантианство

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕОКАНТИАНСТВО
англ. Neo- Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден-скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить априорность познания, противопоставить бытие и долженствование, принципы этического социализма.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НЕОКАНТИАНСТВО
neo-Kantian) — немецкое социально-философское движение конца 19-го — начала 20-го столетий, направленное на попытку "вернуться к Канту", подтверждая, во-первых, объективный (или межсубъективный) феноменальный мир (естественную науку) и, во-вторых, социальный мир, царство человеческой деятельности и ценностей. Во время Methodenstreit (прим.) 1890-х гг. Риккерт и Виндельбанд были особенно влиятельными Фигурами во внедрении заново идеи о том, что ум и умственные категории формируют наше восприятие мира, а также в проведении различия между "историческими", культурными науками, занимающимися уникальными построениями, и "естественными" буками. По их мнению, вышеупомянутые нуждались в методе, позволяющем признавать их специфичность и относящийся к ценностям характер предмета. Ведь любая попытка анализировать и описывать социальный мир связана с упрощением либо посредством наложения общих категорий, либо в интерпретации действительности относительно ее уместности для ценностей. Этот способ мышления повлиял и на Зиммеля, и на Вебера. См. также Идиографинеский и номотетический.

Источник: Большой толковый социологический словарь

НЕОКАНТИАНСТВО
NEO-KANTIANISM) Общее название ряда интеллектуальных течений в Германии в период с 1870-х по 1920-е гг., возвращавшихся к философии И. Канта. Неокантианцы внесли важный вклад в социологическую дискуссию об эпистемологии. Так, кантовский принцип, состоящий в том, что разум играет активную роль в постижении природного мира, стал ведущей чертой социологии Г. Зиммеля. Познание социального мира — это всегда конструктивное познание, предполагающее селекцию и интерпретацию фактов, а не простой их сбор. Если Кант утверждал, что опытное познание природных феноменов детерминируется априорными категориями, то Зиммель пытался показать, каким образом социальная реальность может изучаться с точки зрения постоянных социальных форм, в которых выкристаллизовывается различное содержание социальной жизни. Несмотря на то, что неокантианство было оттеснено на задний план, например, дискуссиями между представителями критической теории и позитивистами, основные положения неокантианской мысли по-прежнему оказывают влияние на философию социальных наук. См. также: Вебер; Герменевтика; Критическая теория; Позитивизм; Methodenstreit.

Источник: Социологический словарь

Неокантианство

Основные моменты неокантианской концепции:
1. Приоритет логических основ
2. Критика понятий и языка социологии
3. Гносеологическое философствование
Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:
1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".
Он выступил за переход от "публицистического любительства" в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания - вопросы синтеза истории и социологии.
Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
1.2 Субъективно -нормативная концепция.
П.И.Новгородцев (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы нравственного идеализма". Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.
В.М.Хвостов (1868-1920)
Социология - особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.
Личность - социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг критике марксизм и субъективную школу.
1.3 Концепция индивидуального психологизма.
Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)
Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.

Источник: Глоссарий: основные этапы развития социологии в России

НЕОКАНТИАНСТВО
(методология социальных наук) — влиятельное течение филос. и обществ, мысли последней трети 19— первой трети 20 в., решавшее осн. мировоззренческие проблемы, исходя из односторонне идеалистического толкования учения Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» (О. Либман), достигло наибольшего расцвета в 1890—1929-х гг., когда оно стало господствующим в ряде германских ун-тов, распространилось во Франции, России и др. странах. С появлением таких течений, как «философия жизни», феноменология, неогегельянство, экзистенциализм, Н. потеряло лидирующие позиции. Н. в широком смысле включает все школы, ориентированные на «возвращение к Канту», однако к Н. в строгом смысле относят физиологическое направление (Ф. Л. Ланге, Г. Гельмгольц), марбургскую школу (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), баденскую школу (В. Виндельбанд, Риккерт, Э. Ласк). Наиболее заметный след в истории философско-социол. мысли оставили две последние. Общие мировоззренческие установки двух указ. школ Н. нашли выражение в критике учения Канта «справа» — с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта Н. считало его мысль о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главным заблуждением — признание объективно существующей, хотя и непознаваемой «вещи в себе». Последняя была объявлена в Н. «предельным понятием опыта», «задачей чистого мышления» — продуктом рац. мыслительной деятельности познающего субъекта. Отказ от «вещи в себе» в кантовском понимании привел Н. к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма: активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно как деятельность по конструированию человеческой культуры.
Вынужденное считаться с требованием объективности познания, Н. обосновывало его на пути трансцендентализма. Обе школы Н. отмежевывались, с одной стороны, от «метафизики» объективного идеализма (прежде всего — Гегеля), с др.— от «психологизма» субъективного идеалистического толка. Но если марбургская школа исходила из «трансцендентально-логического» толкования учения Канта, утверждала примат «теоретического» разума над «практическим» и разрабатывала трансцендентальный метод как «логику чистого познания», имея в виду метод интерпретации «фактов культуры», «заданных» в сферах научного познания, морали, иск-ва, религии, права, то баденская школа исходила из «трансцендентально-психологического» истолкования учения Канта, утверждала примат «практического» разума над «теоретическим», доказывая трансцендентальный статус «ценностей», к-рые хотя и не существуют эмпирически, но «значат». На базе трансцендентализма обе школы Н. строили филос. концепции культуры, ядро к-рых составляла детально разработанная методология исследования культуры, охватывавшая как «науки о природе» (естествознание), так и «науки о культуре», или «науки о духе» (гуманитарное знание, в т. ч. социальное и историческое). Эта исследовательская методология явилась мощным интеллектуальным источником, под влиянием к-рого формировалась германская социально-филос. и социол. мысль конца 19 — начала 20 в.
Основатель марбургской школы Коген (1842—1918) в своей теории об-ва исходит из представления о человеке прежде всего как об этическом субъекте и лишь затем как о юридическом лице. Подобно тому как математика, в первую очередь теория бесконечно малых, явл., по Когену, фундаментом естеств. наук, учение о праве служит основой «наук о духе» (соответственно, «логика чистого познания» — это общая методология и социальных наук). Человек подчиняется законам правового гос-ва потому, что оно явл. высшим юридическим лицом. Если юриспруденция — это математика обществ, наук, то этика — их логика. Этику Коген понимает как «логику воли», а религии дает моральное истолкование. Свобода человеческой личности — главная цель социального и исторического развития Продолжая эти идеи, Наторп ( 1854— 1924) создаст программу «социальной педагогики». Ее задача — содействие социализации личности, образованию индивида с целью включения его в мировую культуру, в движение человечества к идеальному об-ву, где личность — не только средство, но и самоцель. Последний крупный представитель марбурткой школы, Кассирер (1874—1945), автор глуб. исследований по истории европ. науки, философии и культуры, первоначально разделяет ориентацию «трансцендентальной философии» Когена и Наторпа на математику и математическое естествознание, усматривая в характерных для математики способах образования понятий идеальный образец способа образования понятий вообще. Он критикует «субстанциализм» в традиционной, аристотелевско—локковской теории образования понятий и «теорию отражения» с позиций «функционализма». Понятие, по Кассиреру,— это априорная продуктивная форма рац. мышления, относящаяся к чувственным впечатлениям («материи восприятия»), как математическая функция к числовому ряду.
С 20-х гг. Кассирер начинает ориентироваться преимущественно на гуманитарные науки и создает оригинальную философию культуры — «философию символических форм». Переориентация означала отказ Кассирера от узко понятого рационалистического сциентизма Когена и Наторпа. Два ствола человеческого познания — чувственность и рассудок, утверждает Кассирер, имеют «общий корень». Существует некая «медиальная» функция сознания, без к-рой в нем не может произойти ни один процесс,— функция символизации. В концепции «символической функции» Кассирер соединяет и две разведенные у Канта сферы — теоретического и практического разума: регулятивные идеи практического разума, приобретая у него статус конститутивных, превращаются в алгоритмы конструирования мира — символы. Последние есть одновременно и высшие ценности человеческой культуры, поскольку содержат в себе то, что Кант считал «божественным» в человеке. Усваивая старые и творя новые символы, человек выражает духовно-смысловое в материально-чувственном, многое в едином, динамичное в стабильном; тем самым он добивается индивидуальной свободы и «бессмертия», поскольку таковые мыслимы только через включение в культуру посредством усвоения и умножения им «общезначимых» человеческих ценностей. Символическая функция находит специфическое выражение в автономных сферах культуры — «символических формах» (язык, миф, религия, иск-во, наука, историческое знание). Постижению, толкованию манифестаций духа в различ. «символических формах» и призван учить, в трактовке позднего Кассирера, «трансцендентальный метод». Философия «символических форм» Кассирера оказала влияние на совр. культурологию (Культуры социология), способствовала формированию антропологического направления в социологии, функционального подхода в социологии, знания социологии.
Наиболее значит, влияние на методологию социологическую оказала философия знания баденской школы Н. Согласно Виндельбанду (1848— 1915), философия есть «критическая наука об общеобязательных ценностях», к-рая должна устанавливать правила оценки в логической (научной), этической и эстетической сферах, проникая путем объективного исследования в сущность «нормативного сознания». Оценка (Bewertung), по Виндельбанду,— это «реакция чувствующей и желающей личности на определенное содержание познания», событие душевной жизни, обусловленное состоянием ее потребностей, с одной стороны, и содержанием ее представлений о мире — с др. А т. к. последние «включены в общее течение жизни», т. е. заимствуются из жизни социальной, то индивидуальная психология не способна объяснить генезис и сущность нормативного сознания. Это объяснение, касающееся отнесения к ценности (Wertgebung), находится на «трансцендентально-психологическом» уровне и базируется на истории не индивида, а рода — на истории культуры и об-ва [7, 28].
Трансцендентальный метод исследования отличается от обычного научного метода тем, что просто выявляет сам феномен «значимости» тех или иных ценностей в тот или иной исторический период для тех или иных сфер человеческой жизнедеятельности, включая само научное познание. Науки, считал Виндельбанд, по своей методологии делятся на два вида — «науки о природе» и «науки о культуре», соответственно, естеств. и исторические. Для первых характерен номотетический (генерализирующий) метод, ориентированный на установление законов, для вторых — идиографический (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление неповторимых в своей индивидуальности событий и явлений действительности. Трансцендентальный же метод, выявляя «ценности», раскрывает смысл научного познания, напр. объясняет отнесенность к ценностям как существенную черту исторического познания. Эти идеи были систематически развиты и углублены Риккертом (1863— 1936). Риккерт выделяет шесть сфер человеческой жизнедеятельности (научное познание, иск-во, пантеизм и мистика, этика, эротика и «блага жизни» вообще, теизм как вера в личностного бога) и соответствующие им ценности (истина, красота, сверхличностная святость, нравственность, счастье, личностная святость). Действительность, данная как непосредственное бытие, представляет собой, по Риккерту, нечто иррациональное, поскольку, с одной стороны, континуальна, с др.— гетерогенна. Познание же есть рационализация иррациональности непосредственной жизни, к-рая происходит двумя путями: «...для науки открывается два пути образования понятий. Содержащуюся во всякой действительности разнородную непрерывность мы оформляем либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность» [4, 68]. Первым путем идут науки, предмет к-рых — чистое количество (математика) и кач-во, существенно зависимое от количества (естествознание) — «науки о природе»; вторым — науки, желающие «удержать» качество, «науки о культуре». Первый путь — генерализирующего познания, второй — индивидуализирующего. В работах последнего периода Риккерт рассматривает возможность построения рационалистической онтологии (метафизики) как учения о видах мирового целого.
Методология баденской школы Н. была адаптирована М. Вебером в его концепции понимающей социологии, к-рая ставила задачу понять смысл действия социального в различ. историко-культурных контекстах. Влияние Н. испытали мн. крупные социологи, напр. Дильтей, Зиммель, Маннгейм, Шелер и др. Методология социальных наук Н. продолжает оказывать влияние на совр. социол. мысль, прежде всего ФРГ (Аксиология). А. Н. Малинкин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Международная научная конференция «Неокантианство немецкое и русское: от логики познания к социально

Белов Владимир Николаевич
Читать PDF

Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции

Кучеренко Александр Владимирович
Сопоставляются методологии Канта и феноменология, обеспечивающие проникновение в область чистого сознания.
Читать PDF

Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: историко-философские очерки. М. : Россий

Попова О. А.
Читать PDF

Международная научная конференция «Неокантианство немецкое и русское: от логики познания к "социальн

Белов В. Н.
Читать PDF

Русское неокантианство: история и особенности развития

Белов Владимир Николаевич
Анализируется история развития неокантианства в России. Проводится мысль о своеобразии русского неокантианства, вызванного культурными и историческими особенностями становления отечественной философской мысли.
Читать PDF

Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры» / под ред. И. Н. Гриф

Маслова Т. Ю.
Читать PDF

Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство)

Ремезова И. И. Семенов В. Е.
Читать PDF

Российское кантианство и неокантианство начала ХХ века в неопубликованных мемуарах А. А. Борового

Рябов Петр Владимирович
Неопубликованные мемуары мыслителя-анархиста Алексея Борового (1875-1935) содержат важную информацию о русском кантианстве и неокантианстве.
Читать PDF

Неокантианство в России в первой четверти XX века (А. И. Введенский, П. Б. Струве)

Мачкарина О. Д.
Статья содержит историко-философский анализ русско-немецкого философского диалога по проблеме познания, структуре научного знания в философском наследии А.И. Введенского и П.Б. Струве.
Читать PDF

2008. 04. 021. Семёнов В. Е. Трансцендентальные основы понимания: (И. Кант и неокантианство). - Влад

Ремезова И. И.
Читать PDF

2011. 01. 002-014. Неокантианство в современной философии. (сводный реферат)

Дмитриева Н. А.
Читать PDF

А. И. Введенский и русское неокантианство

Дудышкин Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются основные исторические и теоретические предпосылки формирования в России неокантианского направления философской мысли. Определен статус и общий характер философского творчества А.И.