НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
англ. пео-conservatism; нем. Neokonservatismus. Соц.-полит. течение, возникшее как реакция на политику либеральных соц. реформ 60-х гг. XX в.; Н. характеризуется стремлением к уменьшению госуд. регулирования, увеличе- нию свободы частного предпринимательства, возрождению авторитета традиционных соц. институтов: семьи, школы, церкви, а также нац. самосознания, индивидуальной свободы и единства нации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
разновидность консервативной идеи в современных условиях. Н. характеризуется стремлением к уменьшению государственного регулирования, увеличению свободы частного предпринимательства, возрождению авторитета традиционных социальных институтов (семьи, школы, церкви и т. д.). Н. делает ставку на деэтатизацию и дебюрократизацию, предпринимательскую инициативу, мелкую частную собственность, сокращение численности госаппарата, повышение его эффективности, а также широкое участие трудящихся, управленческого персонала в распределении акций, принятии управленческих решений.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
направление в зап. социологии, возникшее в процессе пересмотра идей и ценностей либерализма и консерватизма и фактически представляющее собой их новый синтез. Подъем Н. в середине 70-х гг. явился реакцией на распространение леворадик. идей и движений протеста в промышленно развитых странах капиталистического Запада. В это время произошла дискредитация сложившихся на либеральной основе оптимистических социально-филос. концепций «об-ва изобилия», «благоденствия» и т. д., приверженцам к-рых вменяется в вину переоценка возможностей регулирования в экономической и социальной сферах об-ва, порождающая побочные эффекты деструктивного характера, разрушение традиционных социальных ин-тов, увлечение абстрактными идеями и прожектами. Исходя из основополагающего убеждения в несовершенстве человека и созданных им ин-тов, представители Н. считают бедность, страдание, несправедливость неизбежным злом, к-рое можно смягчить, но не устранить. Согласно Н., универсальных идеальных политических ин-тов не существует, хороши только те, к-рые соответствуют данному этапу развития обва. Принимая либеральные рыночные принципы, как и логику индивидуалистического выбора, неоконсерваторы не считают их единственным критерием формирования политики.
Соответственно их отношение к гос-ву двойственно — наряду с требованием ограничения его вмешательства в социально-экономическую сферу неоконсерваторы выступают за укрепление гос. авторитета в деле поддержания порядка и законности, поскольку несовершенное человеческое об-во легко может оказаться во власти анархии. Теоретики Н. активно возражают против его отождествления со старыми формами консерватизма, направленными на сохранение «статус-кво» или реставрацию старых порядков, в их воззрениях отсутствует ностальгия по феодально-аграрному прошлому, к-рую сменил призыв к дальнейшему развитию индустр. об-ва. Не отрицают они и необходимости ограниченных социальных реформ, хотя и считают политику «государства всеобщего благоденствия» ошибочной.
Сторонники Н. стремятся дать культурнофилос. обоснование капитализма, подчеркивая его этический аспект. Их объединяет стремление к возрождению авторитета таких социальных ин-тов, как семья, школа, церковь, различ. ассоциации, выполняющие посредническую функцию между индивидуумом и об-вом. Именно в таких структурах, связывающих человека в его частной жизни со сферой гос. власти, предотвращая его отчуждение, они усматривают основу «плюралистического» об-ва, надежную преграду бюрократии, тоталитарным поползновениям, посягательствам на права личности. Н. не может быть отождествлен с традиционными консервативными и совр. правыми партиями, не вписывается в схему «левыеправые» в вопросе о путях дальнейшего развития об-ва, т. к. заимствует у «левых» ряд тем и оказывает воздействие на реформистские партии. Выдвигая задачу «формирования консервативного большинства нации» из представителей всех социальных слоев и политических партий, представители Н. стремятся противопоставить это большинство своему политическому противнику — «левой интеллигенции», именуемой «новым классом». Н.— сложное, внутренне дифференцированное, политическое и идеологическое образование.
Существует культурфилософский Н. интеллектуальных кругов и партийно-политический Н. Характерная черта Н.— острый интерес его сторонников к политике. Т. М. Фадеева
Соответственно их отношение к гос-ву двойственно — наряду с требованием ограничения его вмешательства в социально-экономическую сферу неоконсерваторы выступают за укрепление гос. авторитета в деле поддержания порядка и законности, поскольку несовершенное человеческое об-во легко может оказаться во власти анархии. Теоретики Н. активно возражают против его отождествления со старыми формами консерватизма, направленными на сохранение «статус-кво» или реставрацию старых порядков, в их воззрениях отсутствует ностальгия по феодально-аграрному прошлому, к-рую сменил призыв к дальнейшему развитию индустр. об-ва. Не отрицают они и необходимости ограниченных социальных реформ, хотя и считают политику «государства всеобщего благоденствия» ошибочной.
Сторонники Н. стремятся дать культурнофилос. обоснование капитализма, подчеркивая его этический аспект. Их объединяет стремление к возрождению авторитета таких социальных ин-тов, как семья, школа, церковь, различ. ассоциации, выполняющие посредническую функцию между индивидуумом и об-вом. Именно в таких структурах, связывающих человека в его частной жизни со сферой гос. власти, предотвращая его отчуждение, они усматривают основу «плюралистического» об-ва, надежную преграду бюрократии, тоталитарным поползновениям, посягательствам на права личности. Н. не может быть отождествлен с традиционными консервативными и совр. правыми партиями, не вписывается в схему «левыеправые» в вопросе о путях дальнейшего развития об-ва, т. к. заимствует у «левых» ряд тем и оказывает воздействие на реформистские партии. Выдвигая задачу «формирования консервативного большинства нации» из представителей всех социальных слоев и политических партий, представители Н. стремятся противопоставить это большинство своему политическому противнику — «левой интеллигенции», именуемой «новым классом». Н.— сложное, внутренне дифференцированное, политическое и идеологическое образование.
Существует культурфилософский Н. интеллектуальных кругов и партийно-политический Н. Характерная черта Н.— острый интерес его сторонников к политике. Т. М. Фадеева