НЕОМАРКСИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

неомарксизм
социологическая парадигма, представители которой рассматривали конфликты че рез призму не столько классовых от ношений, сколько возрастания отчуж дения человека в современном обществе. Н. получил выражение в критической теории, трудах Ю. Хабермаса, теории мир-системы И. Валлерстайна, аналитическом марсизме. - Литература: Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

НЕОМАРКСИЗМ
англ. NeoMarxism; нем. Neomarxismus. Течения западной обществ, мысли, по разному интерпретирующие учение К. Маркса (в духе неогегельянства, феноменологии, неофрейдизма, структурализма и т. д.); критикующие истолкование марксизма идеологами как социал-демократического, так и коммунистического толка. Н. придает основополагающее значение категории отчуждения; отрицает революционную роль рабочего класса; выступает в качестве идеологии "новых левых".

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НЕОМАРКСИЗМ
течение обществ. мысли (30-70-е гг. XX в.). Н. неоднородное и противоречивое течение. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и др. вариантами "философии жизни [большинство представителей школы франкфуртской (см.)], с "левым" экзистенциализмом (Ж.-П. Сартр), неофрейдизмом (см.) как в либерально-гуманистической трактовке (Э. Фромм]. так и в анархо-радикальном духе "сочетания соц.-политич. революции с тотальной сексуально-культурной" революцией (Г.Маркузе, В. Райх), со структурализмом (Л. Гольдманмр филос. герменевтикой (Ю. Хабермас) и проч. В США и Англии 60-х гг. Н. выступил и как осоая социологич. тенденция, критически противостоящая официальной социологии (Ч. Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.). Излюбленные философские категории Н. - отчуждение и овеществление к-рым придана апокалиптическая всеобщность. С позиций, близких к социологизму вульгарному (см.), общеметодологические категории и логика редуцируются им к исторически и классово обусловленным соц.-экономич. явлениям и интересам, вся современная наука оценивается как воплощение духа капитализма, утонченное орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека. Таков исторический рез-т усиленного внедрения инструментальной рациональности науки, преуспевшей в установлении господства человека над природой, во все сферы соц. и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободительные импульсы научного сознания превратились во всепроникающую идеологию господства человека над человеком. А.Д. Ковалев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НЕОМАРКСИЗМ
течение зап. социально-филос. мысли, представители к-рого, интерпретируя философию Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, «философии жизни», экзистенциализма и структурализма, выступают с критикой «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернационала (К. Каутским и др.). Основоположниками Н. считаются Лукач («История и классовое сознание», 1923) [3] и К. Корш («Марксизм и философия», 1923) [4]. С конца 20 — начала 30-х гг. Н. активно развивался теоретиками франкфуртской школы — Фроммом, Маркизе, Хоркхаймером и Адорно. Во Франции после второй мировой войны к Н. примыкают А. Лефевр, Ж.-П. Сартр, Гольдман. В англоязычных странах Н. формировался под влиянием нем. и франц. его версий на почве социальной философии и социологии {Миллс, Гоулднер, И. Горовитц, Бирнбаум, Боттомор и др.) [1]. Осн. тенденция Н. как социально-филос. направления заключается в соединении филос. понятий с политэкономическими и общесоциол. В кач-ве центральной и основополагающей в Н. выступает категория «отчуждение», понимаемая в социально-экономическом смысле. Резтом «отчуждения» оказывается не только социальная структура антагонистических обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер. Отсюда— тенденция к социоморфизму и релятивизму, характеризующая Н. [2].
Сторонникам Н. свойствен нигилизм в отношении духовной культуры, в к-ром прослушиваются ницшеанские обертоны и политический экстремизм, противоречивым и эклектичным образом сочетающийся с концепцией фатализма «капиталистической цивилизации». Возводимая в своих истоках к гомеровским временам (и т. обр. отождествляемая с зап. цивилизацией и культурой в целом), история «капиталистической цивилизации» предстает в Н. как фатально-необходимый процесс прогрессирующего «сумасшествия» разума. В связи с этим антикапиталистическая революция предстает в апокалиптическом свете как «конец истории», всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, рез-том к-рой должно стать появление чего-то «радикально иного», отменяющего все предшествующее развитие человечества как являющего собой «сплошное недоразумение». Отсюда расчет неомарксистских теоретиков на тех, кто люмпенизируется «зап. цивилизацией», оттесняется на ее «периферию», отбрасывается на дно социальной жизни и не имеет с этой «неудавшейся цивилизацией» никаких точек соприкосновения, кто бы они ни были: жители «третьего мира», не вовлеченные еще в орбиту «модернизации»; наркоманы; «враждебные интеллектуалы», агрессивно противостоящие зап. культурной традиции, или представители «сексуальных меньшинств» (люди с различ. отклонениями от нормы половых отношений); нетрудоустроенная молодежь; инфантилы, не желающие включаться в трудовую жизнь взрослых; безработные или преступники [1; 2]. Отмеченные особенности Н., с одной стороны, обеспечили его широкую популярность в 60-е гг., когда в обществ, сознании Запада законодателями моды были «новые левые», поднявшие неомарксистов на щит в кач-ве своих идеологов, а с др.— вызвали его углубляющуюся критику в 70-е гг., когда движение «новых левых» потерпело крах, зайдя в тупик левого экстремизма и терроризма. Попытки Хабермаса и Боттомора трансформировать Н., «либерализировав» его и освободив от «экстремистских» крайностей, не предотвратили утраты им прежнего значения, а скорее способствовали «размыванию» его изнутри [5]. Ю. И. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

НЕОМАРКСИЗМ
понятие, используемое: а) в узком смысле - для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле - для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм ("сталинизм") 1930-1980-х, выступавший, как правило, под наименованием "марксизм-ленинизм". Н. тем самым в известном смысле выступил как итог социально-философского творчества мыслителей, отвергавших позитивистскую критику классического марксизма, но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", позже - парадигмами экзистенциализма и структурализма. (Тем самым осознанно разграничивались теоретическая конструкция и мировоззренческое ядро марксизма, с одной стороны, и эклектичный набор идеологических мифологем большевистского типа, обрамлявших его, с другой.)
Предельно высокий уровень мировоззренческого разброса и идеологических предпочтений, присущий сторонникам Н. (Д. Лукач, А. Грамши, Беньямин, Хабермас, В. Райх, Маркузе, Фромм, Мерло-Понти, Л. Гольдман, С. Стоянович, Блох, Альтюссер, Л. Коэн, Ч.Р. Миллс и мн. др.), выдвигают в качестве главной проблемы идентификации и самоидентификации Н. не только проблему доминирующих исследовательских методик, но и вопрос о тех реальных явлениях социальной действительности 20 ст., которые не могут быть удовлетворительно объяснены и адекватно интерпретированы вне той или иной степени обращенности к миропредставлениям Маркса. Представители Н. опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм.
Предполагается акцент на: 1) Особую роль и значение общественно-исторической практики; на логическом уровне это нашло свое выражение в процедурах апплицирования собственно философских понятий на модели описания процессов экономического и общесоциологического порядка; тематизировавшись подобным образом, первые начали выступать как "отражения" категориальных рядов политэкономии и социологии. 2) Важность преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещнения (по модели ГУЛАГа и Освенцима) человека; можно фиксировать даже некую центрацию Н. на категорию "отчуждение", выступающую аналогом концептов "формальной рациональности" М.Вебера и "рационализации" Фрейда. Как результат многомерного отчуждения в Н. трактуется не только социально-экономическая структура антагонистических обществ, но и наличная предметно-вещественная организация мира людей как таковая. 3) Перспективная установка на разностороннее удовлетворение подлинных /с извечной проблемой: "а судьи кто?". - А.Г./ человеческих потребностей. 4) Признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех.
Одновременно в рамках Н. полагается принципиально неприемлемой идея социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация, сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товароденежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду" либо "по потребностям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне высокотрагичной реальной практики. Аналогичные результаты становились очевидными также и в рамках многих парциальных экономических и глобальных мысленных экспериментов. Трактуя базовые принципы радикального гуманизма Маркса исключительно как критические и конечные регулятивные, а отнюдь не как конститутивные и резолютивные, сторонники Н. полагают, что указанные принципы (в контексте и рамках многоуровневых опосредований) вполне приложимы к процедурам корректных и разносторонних оценок как феноменов наличной социальной практики, так и проектируемых общественных трансформаций. (По выражению Дж. Гэлбрейта, Маркс является "слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам...".)
В ходе концептуально-теоретической эволюции Н. обнаружил также и собственные существенные характеристики, могущие быть признанными как результат инкорпорирования ряда значимых философских подходов и модных интеллектуальных веяний 20 в. в массив переосмысливаемого марксизма. Гипотетический ход и развертывание всемирной истории интерпретируются в Н. как фатально-необратимый процесс всевозрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирующее сумасшествие разума (ср. со схемой "самообретения" абсолютной идеи через восхождение к самой себе у Гегеля). Сторонники Н. рассматривают грядущую антикапиталистическую революцию как "конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума. Естественно сопрягающийся с этой идеей определенный нигилизм в отношении традиционных ценностей духовной культуры; интеллектуальный экстремизм, нередко достигающий степени мировоззренческого террора - объясняют приверженность Н. со стороны маргинальных общественных слоев и социальных групп-аутсайдеров во всем мире.
В современных исследовательских традициях, обозначающих себя как марксистские, неомарксистские или постмарксистские, равно как и в школах и направлениях немарксистского и антимарксистского толка сколько-нибудь корректное обозначение Н. отсутствует и в конце 20 в.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
365.30 кб

Неомарксизм: возможности и результаты применения в политологии

Жуковский Александр Г Еоргиевич
Cтатья посвящена анализу неомарксизма как одного из ключевых методологических направлений политологических исследований. Исторические события века минувшего и наступившего актуализировали творческое наследие К.
Читать PDF
260.99 кб

Неомарксизм и трансформационно-ценностные перспективы левого идейно-политического дискурса в глобали

Зинченко Виктор Викторович
Проанализирована история и современность левого движения.
Читать PDF
199.85 кб

Неомарксизм на фоне марксизма (Орлов В. В. , Васильева Т. С. Философия экономики. – Пермь, 2003)

Баранов В. Е.
Читать PDF
91.10 кб

Актуальность марксизма в современном мире: неомарксизм Ф. Джеймисона

Назарова Оксана Юрьевна
Статья посвящена неомарксистской проблематике философской системы видного американского теоретика Фредрика Джеймисона.
Читать PDF
423.90 кб

Постмодернистский неомарксизм Фредрика Джеймисона

Евгения Александровна Вахрушева
В статье предпринята попытка обозначить контуры политической философии Фредрика Джеймисона.
Читать PDF
872.79 кб

Проблема дифференциации образования и его социальных функций в неомарксистских концепциях

Рысакова П.И.
Данная статья посвящена анализу основных положений неомарксистского подхода одного из классических макро-социологических подходов в современной социологии образования.
Читать PDF
250.48 кб

Контргегемония антонио Грамши как неотьемлемая часть неомарксистской политической теории

Мармазова О.И., Мармазова Т.Р.
В статье рассмотрены последствия влияния «теории гегемонии» марксиста Антонио Грамши на современную политическую теорию.
Читать PDF
192.22 кб

Концепция повседневности в неомарксизме А. Лефевра

Шихардин Николай Владимирович
Читать PDF
362.89 кб

Литература как предмет анализа во французском неомарксизме

Шихардин Николай Владимирович
Произведения крупнейших писателей ХХ века: Ф. Кафки, Б. Брехта и других стали объектом анализа таких представителей неомарксизма, как Р. Гароди, Л. Гольдман, Л.
Читать PDF
154.30 кб

Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера

Раевский Павел Эдуардович
Читать PDF
155.88 кб

Диалектика отрицательности в неомарксизме

Дудник Сергей Иванович
Статья посвящена одному из главных принципов марксизма. Диалектика отрицательности играет ключевую роль в понимании человеческой истории и в социальных науках.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие рациональности в веберовской и неомарксистской традициях

Сапонов Д.И.
Рассматриваются две интерпретации рациональности модерна. Утверждается, что антипозитивизм приводит Г.
Читать PDF
265.14 кб

Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы

Хренков Вадим Владимирович
Статья посвящена анализу сквозь призму идей одного из неомарксистских направлений -отчужденного положения современного человека в условиях его существования в обществе потребления и роли рекламы в детерминировании индивидов.
Читать PDF
380.12 кб

Неомарксистский поиск революции и ее агентов

Михайловский Вадим Сергеевич
Цель статьи исследование неомарксистского подхода к социальной трансформации и выявление неомарксистских субъектов революционного действия.
Читать PDF
1.06 мб

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИКИ НЕОМАРКСИЗМА И ПОСТМОДЕРНА

Газнюк Лидия Михайловна
В статье анализируются различные варианты реализации диалектики как опосредования, трансформации, поиска будущего.

Похожие термины:

  • НЕОМАРКСИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    (от греч. neos - новый и марксизм) - совокупность различных интерпретаций марксизма, осуществленных в XX в. в русле неогегельянства, экзистенциализма, феноменологизма, неофрейдизма, структурализма и д
  • НЕОМАРКСИСТЫ

    neo-Marxists) — обозначение теоретиков и теории, придерживающихся идей Маркса или марксистских традиций, но одновременно пересматривающих и переориентирующих их, например, экзистенциалистский маркси