НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
неравный доступ к социальным благам, возникающий вследствие принадлежности к различным социальным позициям.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Неравенство социальное
положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам (равенство — одинаковое положение людей в обществе).
Источник: Краткий словарь по социологии
Неравенство социальное
положение, при котором представители различных социальных групп не имеют равного доступа к социальным благам (см.: равенство).
Социальное неравенство
это неравенство социальных статусов живущих в обществе людей (их функций, прав и обязанностей), возникающее вследствие социальных различий, социальной дифференциации.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
главный источник общественного прогресса, стимулирующий людей к социальной активности: одних к тому, чтобы подняться наверх, а других - к тому, чтобы не опуститься вниз.
Источник: Альтернативный социологический словарь
НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
специфическая форма социальной дифференциации, при к-рой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии, что обуславливает неодинаковый доступ различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
англ. inequality, social; нем. Ungleichheit, soziale; фрлпедаШе sociale; Специфическая форма соц. дифференциации, при к-рой отдельные индивиды, соц. границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной соц. иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. См. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, СТРАТИФИКАЦИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
Специфичная форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей и своего развития. Н. с. появляется как конкретный результат сложных процессов вертикальной социальной стратификации и в еще большей степени социального расслоения, что ведет к концентрации ряда социальных и жизненных преимуществ для одних и их сокращению — для других. С одной стороны, Н. с. (в отдельных видах) необходимо в обществе, чтобы оно могло экономически эффективно развиваться, двигаясь по пути общественного прогресса. С другой — Н. с. может поставить большинство населения на грань бедности, общей или хронической нищеты, политической и социальной бесперспективности. Существуют полярные точки зрения на Н. с. Важнейшим его источником часто считают общественное разделение труда. Есть виды Н. с., которые носят систематический и структурный характер и которые случайны, кратковременны и относятся к временным общественным явлениям. Н. с. между людьми существовало и существует во всех общественно-экономических формациях, во всех культурологических и цивилизационных типах обществ, кроме первобытно-общинного строя, в котором также были физические и психические различия между людьми, названные Ж.Ж. Руссо “естественными различиями”. Марксизм связывает социальное неравенство с существованием классового общества.
В современном мире существует Н. с. в экономическом развитии отдельных континентов, регионов, государств. Его причина — эксплуатация слаборазвитых стран, осуществляемая за счет неравного обмена и централизации капитала в мультинациональных компаниях. Механизмы устранения социального неравенства не найдены.
В постсоциалистических обществах наблюдается углубление Н. с. по всем показателям: между регионами, между отраслями хозяйства, между отдельными социальными группами и слоями. Н. с. проявляется в территориальном, естественно-антропологическом, духовно-культурном, агентно-профессиональном отношениях, что влияет на общее распределение всех благ. Фактически эти четыре сферы общественной жизни определяют общую картину Н. с. Н. с. — сложное и многогранное, исключительно динамичное явление, создающее социальное напряжение и вызывающее социальные конфликты.
В современном мире существует Н. с. в экономическом развитии отдельных континентов, регионов, государств. Его причина — эксплуатация слаборазвитых стран, осуществляемая за счет неравного обмена и централизации капитала в мультинациональных компаниях. Механизмы устранения социального неравенства не найдены.
В постсоциалистических обществах наблюдается углубление Н. с. по всем показателям: между регионами, между отраслями хозяйства, между отдельными социальными группами и слоями. Н. с. проявляется в территориальном, естественно-антропологическом, духовно-культурном, агентно-профессиональном отношениях, что влияет на общее распределение всех благ. Фактически эти четыре сферы общественной жизни определяют общую картину Н. с. Н. с. — сложное и многогранное, исключительно динамичное явление, создающее социальное напряжение и вызывающее социальные конфликты.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
1) условия, при к-рых люди имеют неравный доступ к таким соц. благам, как деньги, власть и престиж (1); 2) нек-рые типы взаимоотношений людей: Н. личностное, Н. возможностей достигнуть желаемых целей (Н. шансов); Н. условий жизни (благосостояние, образование и т.д.), Н. результатов; (2); 3) система приоритетов и соц. преимуществ, регулирующая факторы соц. выживания, что может быть связано с выгодным положением в соц. диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные обществ, слои и целым набором характеристик, к-рые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности (3). Н.с. — складывающаяся в об-ве система отношений, к-рая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов об-ва (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами или слоями населения, Н.с. является причиной и следствием соц. стратификации. Основным измерителем Н.с. выступает количество ликвидных ценностей, в совр. об-ве эту функцию обычно выполняют деньги. Если Н.с. представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом — наименьшим (бедные). Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в соц. стратификации. Н.с. во властных отношениях проявляется в возможности определенного соц. субъекта (соц. слоя или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других соц. субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами об-ва, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении Н.с. властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Н.с. по уровню образования и престижу соц. статуса, профессии, должности, рода занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных соц. слоев и страт (реальной несправедливостью, ущемлением естественных человеческих прав, созданием искусственных соц. барьеров, монополизацией условий и правил соц. воспроизводства).
Лит.: 1) Смелзер Н. Социология. М., 1994. 2) Нечипурен-ко В.Н., Самыгин С.И., Шевченко А.М. Социология и социальная философия. Ростов н/Д, 1998. 3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Со-циология. М., 1998. 4) Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1999. 5) Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов н/Д, 2000.
Лит.: 1) Смелзер Н. Социология. М., 1994. 2) Нечипурен-ко В.Н., Самыгин С.И., Шевченко А.М. Социология и социальная философия. Ростов н/Д, 1998. 3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Со-циология. М., 1998. 4) Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1999. 5) Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов н/Д, 2000.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Социальное неравенство
(inegalites societies). «Каждый стал смотреть на другого и захотел, чтобы смотрели на него»; и с этого момента «общественное признание стало цениться». Начиная с Жан-Жака Руссо, Алексиса де Токвиля и Карла Маркса тема неравенства, рассмотренная с точки зрения социального контракта, или через призму «общих и господствующих страстей», или под углом диалектического материализма, занимает важное место как в социологии, так и в философии и политологии. С эмпирической точки зрения можно измерить различия в престиже, доходе или профессии при помощи дисперсии типа коэффициента Джини и показать — какими бы ни были ограничения, накладываемые используемыми методами и инструментами, — что преимущества или затруднения могут накапливаться, но уровень терпимости или, наоборот, коллективной фрустрации изменчив и зависит от контекста. Отклонения от нормы и несходство, наблюдаемые в реальности, поддаются только скрупулезному анализу, поскольку связаны с принадлежностью к той или иной группе и с положением, занимаемым в иерархии. Нужно ли в этом отношении делать акцент на разделении труда, на частной собственности на средствах производства или классовых антагонизмах? Механизмы передачи материального достояния и логика воспроизводства или обратимости капиталов, сохраняя свою значимость, не могут объяснить всего. Необходимо также принимать во внимание «системные эффекты», позволяющие прояснить некоторые парадоксы, например подобные выявленным Чарльзом Андерсоном, Роджером Жиро или Кристофером Йсшссом в связи со школьной успеваемостью или иптергенерационной мобильностью.
Другая тема для обсуждения: обоснованность и степень эффективности политики перераспределения благ. Некоторые авторы также считают, что юридическое равенство подразумевает соблюдение общечеловеческих прав. Утверждение особых правил, в частности направленных на дотирование самых нуждающихся, противоречит этой фундаментальной аксиоме. Разве справедливо отнимать плоды труда у самых изобретательных и самых смелых для передачи их самым бедным? При этом добавляется, что справедливость не требует раздеть Пьера ради того, чтобы одеть Поля. Она скорее касается распределения богатств в соответствии с заслугами каждого. Как говорил Аристотель, «справедливость — это равенство (...), но только для равных», а «неравенство (...) справедливо (...) для индивидов, не являющихся равными» (La Politique, III, 9, 1280а). Для других (supply-sidersxв Соединенных Штатах), даже если они готовы подписаться под «оригинальной позицией» Джона Ролса, обозначенной в A Theory o f Justice (John Rawls, 1971), неравенство даже находит оправдание. Например, если более равное распределение доходов снижает мотивацию субъектов экономики, тормозит экономический рост и в конечном итоге делает ситуацию наиболее обездоленных еще менее благополучной, чем предшествующее состояние, тогда стоит отказаться от попытки уравнивания. Размышления Карла Маркса более оригинальны: все вопросы о справедливости пасуют перед анализом систем производства. В некотором роде нищета рабочих необходима для того, чтобы процесс капиталистического накопления протекал в хороших условиях. Небезынтересно подчеркнуть, что это мнение разделяется Фридрихом фон Хайеком, для которого «факт или состояние вещей, которое человек не может изменить (как, например, распределение, которое является результатом спонтанной работы экономики), может быть хорошим или плохим, но не справедливым или несправедливым».
Таким образом представлены три серьезные концепции. Наиболее классические из них (первые две) основываются: или на универсалистском подходе (столкнувшись с определенным типом распределения, все индивиды независимо от своих личностных качеств и от окружения, в которое они входят, имеют тенденцию испытывать одно и то же чувство в отношении той или иной ценности); или на релятивистском (обстоятельства выполняют детерминирующую функцию и истина, красота или добро являются не более чем характеристиками, связанными с «культурным пристрастием»). Какой бы ни была в них доля истины (и в самом деле, мы не можем отрицать ни вариативности норм, ни требований некоторой пропорциональности между внесенным вкладом и вознаграждением), эти разработки порождают некоторые замечания, поскольку опираются на натуралистическое мировоззрение или с трудом совместимы с веберианской парадигмой понимания. В частности, теория Ролса вызвала критику двух типов: с одной стороны, она исходила от Роберта Нозика и анархистского течения, разоблачая нелегитимность принципа различий, который нарушает права личности и лишен философского обоснования; с другой — критические замечания делались и сторонниками коммунитарианизма, такими как Майкл Сэидсл (Sandcl) или Аласдайр Мак-Интайр (MacIntyre) — они подчеркивали двойственность (а значит, рассогласованность) понятия субъекта — индивидуальность (distinctness) не является достаточным признаком нашей принадлежности к общности (commonness).
Третий подход, в свою очередь, пытается преодолеть вышеуказанные трудности, занимаясь «системой конкретных, единичных взаимодействий». Обращение к функционалистской теории стратификации, по крайней мере в «исправленной», «очищенной» ее версии, данной Ральфом Дарендорфом, здесь может оказаться очень полезным. Одна из работ Сэмюэля Попкина, озаглавленная The Rational Peasant (Samuel Popkin, 1979), хорошо иллюстрирует этот подход: правило единодушия в традиционных деревенских поселениях Юго-Восточной Азии является не просто следствием груза традиций или давления группы, но и проявлением ситуационных ограничений. Запретить здесь сбор колосьев означает обречь на смерть наиболее бедных, которые этим живут, — и отсюда важность права вето.
В заключение приведем цитату из Рене Ремона: «виды неравенства, которые принимали наши предки, поскольку считали их неизбежными, с которыми смирялись, расценивая их как часть природы вещей, в восприятии наших сопрг• менников стали настолько несправедливыми, что противоречат духу времени».
Другая тема для обсуждения: обоснованность и степень эффективности политики перераспределения благ. Некоторые авторы также считают, что юридическое равенство подразумевает соблюдение общечеловеческих прав. Утверждение особых правил, в частности направленных на дотирование самых нуждающихся, противоречит этой фундаментальной аксиоме. Разве справедливо отнимать плоды труда у самых изобретательных и самых смелых для передачи их самым бедным? При этом добавляется, что справедливость не требует раздеть Пьера ради того, чтобы одеть Поля. Она скорее касается распределения богатств в соответствии с заслугами каждого. Как говорил Аристотель, «справедливость — это равенство (...), но только для равных», а «неравенство (...) справедливо (...) для индивидов, не являющихся равными» (La Politique, III, 9, 1280а). Для других (supply-sidersxв Соединенных Штатах), даже если они готовы подписаться под «оригинальной позицией» Джона Ролса, обозначенной в A Theory o f Justice (John Rawls, 1971), неравенство даже находит оправдание. Например, если более равное распределение доходов снижает мотивацию субъектов экономики, тормозит экономический рост и в конечном итоге делает ситуацию наиболее обездоленных еще менее благополучной, чем предшествующее состояние, тогда стоит отказаться от попытки уравнивания. Размышления Карла Маркса более оригинальны: все вопросы о справедливости пасуют перед анализом систем производства. В некотором роде нищета рабочих необходима для того, чтобы процесс капиталистического накопления протекал в хороших условиях. Небезынтересно подчеркнуть, что это мнение разделяется Фридрихом фон Хайеком, для которого «факт или состояние вещей, которое человек не может изменить (как, например, распределение, которое является результатом спонтанной работы экономики), может быть хорошим или плохим, но не справедливым или несправедливым».
Таким образом представлены три серьезные концепции. Наиболее классические из них (первые две) основываются: или на универсалистском подходе (столкнувшись с определенным типом распределения, все индивиды независимо от своих личностных качеств и от окружения, в которое они входят, имеют тенденцию испытывать одно и то же чувство в отношении той или иной ценности); или на релятивистском (обстоятельства выполняют детерминирующую функцию и истина, красота или добро являются не более чем характеристиками, связанными с «культурным пристрастием»). Какой бы ни была в них доля истины (и в самом деле, мы не можем отрицать ни вариативности норм, ни требований некоторой пропорциональности между внесенным вкладом и вознаграждением), эти разработки порождают некоторые замечания, поскольку опираются на натуралистическое мировоззрение или с трудом совместимы с веберианской парадигмой понимания. В частности, теория Ролса вызвала критику двух типов: с одной стороны, она исходила от Роберта Нозика и анархистского течения, разоблачая нелегитимность принципа различий, который нарушает права личности и лишен философского обоснования; с другой — критические замечания делались и сторонниками коммунитарианизма, такими как Майкл Сэидсл (Sandcl) или Аласдайр Мак-Интайр (MacIntyre) — они подчеркивали двойственность (а значит, рассогласованность) понятия субъекта — индивидуальность (distinctness) не является достаточным признаком нашей принадлежности к общности (commonness).
Третий подход, в свою очередь, пытается преодолеть вышеуказанные трудности, занимаясь «системой конкретных, единичных взаимодействий». Обращение к функционалистской теории стратификации, по крайней мере в «исправленной», «очищенной» ее версии, данной Ральфом Дарендорфом, здесь может оказаться очень полезным. Одна из работ Сэмюэля Попкина, озаглавленная The Rational Peasant (Samuel Popkin, 1979), хорошо иллюстрирует этот подход: правило единодушия в традиционных деревенских поселениях Юго-Восточной Азии является не просто следствием груза традиций или давления группы, но и проявлением ситуационных ограничений. Запретить здесь сбор колосьев означает обречь на смерть наиболее бедных, которые этим живут, — и отсюда важность права вето.
В заключение приведем цитату из Рене Ремона: «виды неравенства, которые принимали наши предки, поскольку считали их неизбежными, с которыми смирялись, расценивая их как часть природы вещей, в восприятии наших сопрг• менников стали настолько несправедливыми, что противоречат духу времени».
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.