(nonreactive data collection on the Internet, нерэактыўныя метады збору дадзеных у інтэрнэце) — от лат. reaction, «обратная связь», также «ненавязчивые» — в социальных науках группа методов сбора данных, объединенных по признаку минимального или полностью отсутствующего взаимодействия между исследователем и людьми как объектами исследования. НМ не предполагают прямого оповещения исследуемых объектов о проводимом исследовании, что позволяет избежать эффекта влияния исследователя на объект. НМ широко применимы в интернете благодаря наличию больших объемов информации, представляющей интерес для социальных исследований, и при этом доступной для сбора и анализа, например текст сообщений по определённой теме. НМ позволяют собирать в интернете: • содержательные данные (сообщения в документах, например тональность упоминания объекта в сообщении и др.); • структурные данные (структура и характеристики графов, например наличие / отсутствие связей между объектами, плотность графов, меры центральности вершин); • субъектные данные (определённые свойства социальных объектов, например возраст, пол, место проживания); • процессные данные (характеристики производимых транзакций, например скорость реакции сообщества на сообщение) В качестве НМ в интернете могут выступать как количественные, так и качественные методы, например контент-анализ, анализ статистических данных (веб-аналитика), наблюдение, дискурс-анализ. Использование нереактивных методов сопряжено с этическими проблемами исследования, в частности с отсутствием прямого информированного согласия на участие в исследовании.
Литература Девятко, И. Ф. Инструментарий онлайн-исследований: попытка каталогизации // Онлайн исследования в России 3.0 / Под ред. А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова. М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. И. Никитин
Нереактивные методы сбора данных в интернете
Нереактивные методы сбора данных в интернете
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016