НЕРЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ

Найдено 1 определение
НЕРЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ
услуги, которые оказываются как в целом обществу, так и отдельным домохозяйствам; оплачиваются как из гос. бюджета, так и из бюджетов некоммерческих (общественных) орг-ций. В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные. Н.у.- услуги гос. учреждений, общественных орг-ций, относящиеся к текущему потреблению и предоставляемые бесплатно или по экономически незначимым ценам. Н.у. как правило, социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными орг-циями, напр., партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хоз-вами.
Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказываться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы) и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами. Предоставление Н.у. наряду с нерыночными товарами- осн. функция гос. учреждений. Оказание гос. учреждениями Н.у. производится в областях здравоохранения, образования, социального обеспечения, спорта, культуры и искусства. Н.у. предоставляются бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К ним относятся: а) услуги для общества в целом- управление, оборона, деятельность в области охраны общественного порядка и безопасности и др.; б) услуги для нас., отдельных домашних хоз-в- бесплатное образование, здравоохранение и др. Финансирование Н.у., предназначенных для потребления обществом в целом, производится из гос. бюджета пр-тиями и орг-циями, предоставляющими эти услуги (расходы на оборону, управление, охрану общественного порядка, фундаментальную науку).
Финансирование Н.у., предназначенных для потребления нас., отдельными домашними хоз-вами, происходит за счет гос. бюджета и внебюджетных фондов (расходы на здравоохранение, образование, культуру и др.). Динамика объема Н.у. всецело зависит от непроцентных расходов государства, которые, в свою очередь, «привязаны» к налоговым доходам и другим поступлениям в бюджет. Показатели оценки Н.у. используются в статистике валового внутреннего продукта. Осн. показателем является выпуск Н.у. Нерыночный выпуск включает товары и услуги: производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (с.-х. и другие продукты, произведенные и использованные фермерами, личными подсобными хоз-вами; стр-во хоз. способом); предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим единицам (бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги гос. управления и др.).
В нерыночный выпуск входят также готовая продукция и незавершенное произ-во, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств производителя. Н.у. органов гос. управления и некоммерческих орг-ций, обслуживающих домашние хоз-ва, оцениваются исходя из текущих затрат этих орг-ций, включая потребление осн. капитала (осн. фондов)- амортизацию. Валовая добавленная стоимость рассчитывается как разность между выпуском и промежуточным потреблением.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика

Похожие термины: