НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

религия невидимая
по Т. Лукману, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно (невидимо) создает значения, которые объективируются в культуре, воспроизводя тем самым жизненные социальные практики.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ
неявное, но обязательное присутствие религиозности в повседневной жизни современного общества. Это понятие (нем. unsichtbare Religion, англ. invisible religion)-из социологии религии Лукмана, обоснованное им в труде «Проблема религии в современном обществе» (1963; в 1967 г. с дополнениями издан на англ. языке под названием «Невидимая религия», с таким же названием в 1993 г. вышло второе, немецкое издание). Оно подразумевает религиозность как постоянное качество человека, состоящее в «трансцендировании», т. е. в стремлении к выходу за пределы ограниченного биологического существования и к соотнесению своей жизни со священным. Утрата популярности исторически сложившихся организаций религиозных, снижение уровня традиционных практик религиозных и другие свидетельства кризиса институциональных форм религии не устраняют этого качества. В условиях секуляризации оно проявляется в новых формах (см. Плюрализм религиозный, Приватизация веры) и свидетельствует о фундаментальности религиозной потребности. Священный статус предмета веры определяется не догмами и канонами традиционных религий, а субъективным усмотрением неких «предельных» значений в том, что имеет высокую жизненную ценность для индивида (тот или иной род занятий, семья, сексуальность и пр.). Близкими но смыслу можно считать понятия «диффузной религии» (см. Чиприани) и «скрытой религии» (см. Бэйли).

Источник: Социология религии. Словарь.

НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ
INVISIBLE RELIGION) П.Л. Бергер и Т. Лукман (Berger and Luckmann, 1963) критиковали традиционную социологию религии за ограниченность исследованиями лишь христианских религиозных институтов; по их мнению, социология религии и социология знания сходны в объяснении процессов, посредством которых повседневный мир наделяется определенным смыслом. В «Социальном конструировании реальности» (1967) они утверждали, что религия имеет фундаментальное значение для создания и поддержания социальной реальности. Эти взгляды на религию развивались в работах Бергера «Священный покров» (Berger, 1967) и Лукмана «Невидимая религия» (Luckmann, 1967). Лукман утверждал, что индивидуализм, характерный для современного городского общества потребления, содержит элементы трансцендентного и сакрального, являющиеся компонентами невидимой религии. Для современного индивидуализма характерны поиски индивидуальной автономии посредством самовыражения и самореализации. Лукман прослеживал связь между этим акцентом на индивидуальном опыте и индивидуальном выражении, с одной стороны, и социальной мобильностью, достижительской мотивацией, сексуальностью и приватизированным миром современной семьи — с другой. Его теория религии, таким образом, представляет собой серьезный вызов традиционному взгляду на секуляризацию. См. также: Гражданская религия; Приватизм; Профанное; Религия; Сакральное.

Источник: Социологический словарь