НИСБЕТ Роберт

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НИСБЕТ (Nisbet) Роберт
1913) - амер. социолог неоконсервативной ориентации. Социология, по Н., несмотря на ее бесспорную сопричастность научн. прогрессу и духу модернизма, а также несмотря на либерально-демократические устремления ее виднейших представителей, представляет собой, по крайней мере в своей главной традиции, консервативную реакцию на возникновение капиталистич. формации. В этом заключается "парадокс социологии". Социологич. познание трактуется Н. как "форма искусства". Признавая своеобразие исследовательских методов социологии, Н. тем не менее сближает процесс соц. познания с художественным творчеством. Антипозитивистские установки (см. Антипозитивизм в социологии) социологич. концепции Н. связаны с негативной оценкой им роли науки как одного из источников кризиса современной зап. культуры. Соч.: The Sociological Tradition. N.Y., 1961; Social Change And History. L, 1969; Sociology As An Art Form. L., 1976; History Of The Idea Of Progress. N.Y., 1980. M.C. Комаров

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НИСБЕТ Роберт
(р. 1913)- амер. социолог, историк социологии. Занимался изучением истории западноевропейской общественной мысли, особенно «классического» периода формирования социологии - второй половины XIX - начала XX в. В работе «Социологическая традиция» (1961) Н. стремится доказать, что сформулированные классиками социологии понятия: «аномия», «классы», «отчуждение», «власть» и др. - предназначались в первую очередь для понимания явлений западноевропейской культуры. Социология, по мн. Н., несмотря на ее бесспорную сопричастность научному прогрессу и духу модернизма, а также либерально-демократические устремления ее виднейших представителей, представляет собой консервативную реакцию на возникновение капиталистической формации. В своей теории он сосредоточивается на изучении проблем моральных оснований социальной солидарности и сплоченности в современном обществе, на поиске корней «сообщества» и развивает тему «заката сообщества», которая отождествляется с кризисом мировой цивилизации в целом. В работах «Сумерки авторитета» (1975) и «Идеи прогресса» (1980) Н. формулирует понятие «сумеречная эпоха», характеризующее современное состояние общества, и демонстрирует «тупики прогресса», проявляющиеся в падении роли авторитета социальных институтов и государственной власти, моральной деградации личности, инфляции основных человеческих ценностей.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

НИСБЕТ Роберт
NISBET, Robert А.) (р.1913) В настоящее время заслуженный профессор в отставке Колумбийского университета, обладатель премии Альберта Швейцера, сотрудник Американского института исследований социальной политики (American Enterprise Institute for Public Policy Research). Его подход к социологическим проблемам был на редкость последовательным и влиятельным. В работах Нисбета можно выделить две области: (1) исследование девелопментализма (идеи развития) в социальной мысли и (2) анализ порядка и дезорганизации в социальной сфере (или общины и конфликта). Основная идея Нисбета заключается в том, что революционное социальное изменение привело к разрушению общины и общинных ценностей, в результате чего авторитет уже не имеет значительной социальной поддержки. Его анализ социального изменения был представлен в работах «Традиция и восстание» (Nisbet, 1968), «Социальное изменение и история» (1969) и «История идеи прогресса» (1980). Распад общины был основной темой таких работ, как «В поиске общины» (1953), «Социальный союз» (1970), «Социальные философы» (1974а) и «Предубеждения» (1982). Кроме того, под его редакцией был издан ряд публикаций, имевших важное значение для развития теоретической и прикладной социологии, — «Эмиль Дюркгейм» (1965), «Современные социальные проблемы» (Merton and Nisbet, 1961) и «История социологического анализа» (Bottomore and Nisbet, 1978b). Нисбет внес свой вклад в изучение идей Э.Дюркгейма («Социология Эмиля Дюркгейма», 1974b). Наиболее влиятельным трудом Нисбета по истории социологии является «Социологическая традиция» (1967), в котором он утверждает, что социальная теория испытала глубокое влияние Французской революции и промышленной революции: три системы мысли (либерализм, радикализм и консерватизм) представляли собой реакцию на дезорганизацию (disruptions), последовавшую за этими революциями. С точки зрения исходных категорий (таких, как статус, сакральное и община), социология связана прежде всего с наследием консерватизма. В работе «Консерватизм» (1986) Нисбет исследует основные темы политического консерватизма и наблюдаемый в настоящее время кризис консервативной мысли.

Источник: Социологический словарь

НИСБЕТ Роберт
(30.09.1913, Лос-Анджелес, США) — амер. социолог неоконсервативной ориентации, проф. Колумбийского ун-та. Большое место в научных исследованиях Н. принадлежит изучению истории зап.-европ. обществ, мысли, особенно «классическому» периоду формирования бурж. социологии — второй половины 19 — начала 20 в. В работе «Социологическая традиция» [1] он стремится доказать, что сформулированные классиками социологии: Дюркгеймом, М. Вебером, Теннисом, Зиммелем — понятия «аномия», , «классы», «отчуждение», «власть» и др. предназначались в первую очередь для понимания кризисных явлений зап.-европ. культуры, к-рые вслед за Теннисом Н. определяет как «закат сообщества», выразившийся в ослаблении социальной солидарности, уменьшении роли традиций, фрагментации межлич. отношений, дегуманизации личности и т. д. Социология,по Н., несмотря на ее бесспорную сопричастность научному прогрессу и духу модернизма и на либерально-демократические устремления ее виднейших представителей, представляет собой, по крайней мере в ее главной традиции, консервативную реакцию на возникновение капиталистической формации. В этом заключается «парадокс социологии» [1]. На мировоззрение Н. большое влияние оказали идеи Дюркгейма, к-рому он посвятил специальное исследование, и Тенниса. Подобно им, он сосредоточивается на изучении проблем моральных оснований социальной солидарности и сплоченности в совр. бурж. об-ве, на поиске корней «сообщества».
Тема «заката сообщества» приобретает у Н. драматическое звучание, отождествляется с кризисом мировой цивилизации в целом. В работах «Сумерки авторитета» и «Идеи прогресса» доминирует пессимизм в оценке совр. этапа обществ, развития, воспроизводятся идеи Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Шпенглера. Совр. «сумеречная эпоха», считает Н., демонстрирует «тупики прогресса», проявляющиеся в падении роли авторитета социальных институтов и гос. власти, моральной деградации личности, инфляции осн. человеческих ценностей и т. п. Не видя социально-экономических причин кризиса капиталистической формации, в к-ром он винит либеральную политику и порожденную ею леворадик. идеологию, Н. ограничивается констатацией кризисных явлений в сфере обществ, сознания и политической надстройки. В соответствии с духом неоконсервативной идеологии он ищет пути выхода из кризиса в возрождении и укреплении традиционных бурж. ценностей: ратует за ослабление центральной гос. власти и усиление личной свободы, расширение прав местных общин и свободных ассоциаций, способствующих формированию «нового гражданства», выступает против равенства, в защиту частной собственности [5]. Социол. познание трактуется Н. как «форма искусства». Признавая своеобразие исследовательских методов социологии, он тем не менее сближает процесс социального познания с психологией художественного творчества, проводит параллель между социол. описанием и художественным ландшафтом, понятием социальной роли и портретом в искусстве и т. д. [3].
Антипозитивистские установки социол. концепции Н. связаны с негативной оценкой им роли науки как одного из источников кризиса совр. зап. культуры. Подобно др. социологам неоконсервативной ориентации (Белл. Бергер, Белла), он стремится выработать новую методологию социального исследования, преодолевающую ограниченность господствующей в зап. обществознании позитивистско-эмпирической концепции для того, чтобы лучше уяснить своеобразие социокультурного кризиса. Этот подход для него совпадает с социол. традицией, толкуемой как проявление консервативной идеологии. М. С. Комаров

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.