НИЩЕЛЮБИЕ
НИЩЕЛЮБИЕ
форма, которую приняла благотворительность в России после введения в ней христианства. Его корни следует искать в христианском учении о любви и милосердии, которое рассматривало помощь нуждающимся как средство спасения души человека, погрязшего в грехах. Акцентирование внимания на значении этого учения не для получающего помощь, а для оказывающего её привело к явлению Н., которое стало характерной чертой благотворительности в России до конца 17 в. Возводя нищенство в культ, это явление имело своим результатом увеличение числа нуждающихся, для многих из которых попрошайничество стало своего рода профессией, передававшейся от одного поколения к другому. К середине 16 в., когда на русском престоле находился Иван Грозный, для многих представителей как светской, так и духовной власти стало очевидным негативное влияние роста нищенства на общественную стабильность, сохранение которой связывалось ими с вмешательством государства в дело помощи нуждающимся. Конец эпохи Н. пришёлся на время царствования Петра I, хотя изменение отношения государства к нуждающимся произошло уже при его старшем брате Фёдоре Алексеевиче. Это изменение заключалось в том, что государство заявляло о необходимости дифференцированного подхода к нуждающимся, при котором помощь оказывалась бы только тем, кто действительно в ней нуждались, а не притворялись нищими. С именем Фёдора Алексеевича связаны два события, которые определили последующее развитие призрения в России. Первым из них был Церковный собор, созванный в 1681 г. для обсуждения важных государственных вопросов, включая проблему нищенства. На предложения Фёдора Алексеевича, в которых содержалась идея дифференцированного подхода к нуждающимся, он ответил согласи ем. Детальной разработке этой идеи был посвящён указ, относящийся к 1682 г. Прежде всего в нём утверждалось, что к нищим нельзя относиться только как к людям, которые молятся за своих благотворителей, поскольку многие из них являются не более чем притворщиками. Поэтому указ 1682 г. предусматривал выделение из общей массы нищих с одной стороны дряблых, больных и вообще нетрудоспособных, а с другой – тех, кто может работать. При этом неизлечимых больных он повелевал помещать в богадельни, а излечимых – в госпитали. Забота о нищих, которые не помещались бы в госпиталях или богадельнях, возлагалась в указе Фёдора Алексеевича на монастыри. Не были забыты в этом указе и малолетние нищие: для них предусматривалось создание специальных заведений, в которых они выучивались бы грамоте и ремёслам, а также практическим наукам, необходимым в государственном управлении. Что касается здоровых нищих, то указ 1682 г. санкционировал применение к ним репрессивных мер, казавшихся прежде просто немыслимыми. Эти меры, выработка которых означала завершение эпохи Н. в России, предусматривали создание – по примеру Англии и других европейских стран – работных домов, предназначенных для тех, кто честному труду предпочитал попрошайничество.
Источник: Словарь по волонтерству.