филос. учения и ml лы, согласно к-рым реально существуют единичные предметы, а общие понятия являются лишь их именами.
Номинализм
НОМИНАЛИЗМ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Номинализм
(Г. Зиммель, М. Вебер, Т. Тард и др.) направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
НОМИНАЛИЗМ
nominalism) (Философия) — доктрина, согласно которой "универсальные" понятия, определяющие общие классы вещей (например, краснота, округлость), не могут восприниматься как "реально существующие" подобно индивидуальным вещам (ср. Эссенциализм).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Номинализм
nominalism), филос. учение, отрицающее существование абстрактных понятий и универсалий и утверждающее, что их смысл определяется контекстом. Согласно Н., реально существуют только конкретные, как правило, физ., понятия, а св-ва и числа, напр., не имеют никакого прообраза и представляют собой лишь субъективные формы мысли и высказываний о действительно существующих понятиях. Отвечая на вопрос о том, чем же является Н., можно сказать, что Н. — это тезис о существовании (онтология); но он также включает в себя учение о значении, сходное с редукционизмом.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Номинализм
(от лат. nominalis – относящийся к названиям, именам). Номіналізм. Nominalism. 1. Точка зрения, согласно которой социальные группы существуют только номинально. 2. Методологическая установка в философии, согласно которой целое равно сумме частей, следовательно, целое как таковое существует только номинально. Данная методологическая установка, хотя и негласно, составляет логическую основу структурализма и функционализма в социологии. Здесь целостность общества рассматривается тоже как чисто номинальная или как простой результат функциональных связей самостоятельных элементов (индивидов, институтов, ролей и пр.). См. также Интеракционизм и Реализм.
НОМИНАЛИЗМ
от лат. nomina-tum - называть по имени ) - англ. nominalism; нем. Nominalismus. 1. Направление средневековой схоластической философии (XI-XV вв.), согласно к-рому реально существуют единичные предметы, а общие понятия являются лишь их именами. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентация, согласно к-рой реально существуют лишь отдельные индивиды и их соц. действия. В соответствии с этим отрицается самостоятельное бытие общества и соц. систем, к-рые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий; основное внимание обращается не на социол. системы и структуры, а на реализацию целей, намерений, установок индивида, осмысление им значения ролей, статусов. См. ИНДИВИДУАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
НОМИНАЛИЗМ
теоретическая и методологическая ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем отрицается онтологическое содержание понятий, выражающих любое социальное целое (об-во, организация, группа и т. д.). В методологическом плане это означает, что исходным элементом социол. анализа признается не социальное образование как самостоятельное целое, а индивид и его социальное действие, из к-рых должны выводиться характеристики социального процесса. Классическое выражение социол. Н. получил у М. Вебера, к-рый считал, что любое социальное образование нужно рассматривать «как продукт и способ организации, связи специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл». Такими понятиями, как об-во, феодализм и т. д., социология обозначает «определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям участвующих отдельных индивидов» [1, 102].
В совр. зап. социологии номиналистическая ориентация осуществляется прежде всего в «теории социального действия», где социальная система рассматривается как система социальных действий индивидов, как система мотивированного человеческого поведения. В то же время нек-рые интерпретации социального действия, напр. структурно-функциональная (Парсонс), связаны с опред. нарушением номиналистических принципов. Это выражается, напр., в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства к-рых невыводимы из свойств самих деятелей, или что в сложных социальных системах в кач-ве единиц структуры (т. е. «деятелей») выступают не индивиды, а коллективы или «комплексы норм и ценностей».
В совр. зап. социологии номиналистическая ориентация осуществляется прежде всего в «теории социального действия», где социальная система рассматривается как система социальных действий индивидов, как система мотивированного человеческого поведения. В то же время нек-рые интерпретации социального действия, напр. структурно-функциональная (Парсонс), связаны с опред. нарушением номиналистических принципов. Это выражается, напр., в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства к-рых невыводимы из свойств самих деятелей, или что в сложных социальных системах в кач-ве единиц структуры (т. е. «деятелей») выступают не индивиды, а коллективы или «комплексы норм и ценностей».