Норма литературная

Найдено 1 определение
Норма литературная
разновидность языковой нормы, присущая литературному (стандартному, нормированному) языку. НЛ - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка; это правила использования языковых средств, т.е. правила произношения, правописания, грамматики, словоупотребления, использования стилистически окрашенных средств, действующие в определенный период развития литературного языка. Литературная норма отличается рядом свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична: во-первых, изменчива во времени и, во-вторых, предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий коммуникации. Зависимость НЛ от условий употребления называется коммуникативной целесообразностью. НЛ вырабатывается в течение длительно времени. Выработка НЛ - сложный исторический процесс, имеющий национальное своеобразие. Литературные нормы являются результатом, во-первых, «равнения» общества на престижные образцы языка писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей и т.п. и, во-вторых, результатом осознанной нормализаторской деятельности книжников, литераторов, ученых-лингвистов. Однако языковые нормы не «придуманы» филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в том, что они выявляют, отбирают, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их. Кодификация литературной нормы заключается в том, что она закрепляется в словарях, грамматиках, справочниках. Языковое явление признается нормативным и кодифицируется, если оно характеризуется следующими признаками: (а) соответствует структуре языка; (б) массово и регулярно воспроизводится в процессе речевой деятельности большинства говорящих; (в) имеет общественное, в том числе - языковедами, одобрение и признание. Кодифицированность, осознанность принятия и общеобязательность для говорящих на том или ином литературном языке являются основными признаками, отличающими НЛ от норм, действующих в диалектах и социолектах. НЛ выполняет важную социальную и культурную функцию: все социально важные сферы человеческой деятельности (культура, наука, техника, образование, законотворчество, делопроизводство, работа государственного аппарата) обслуживаются нормированным и кодифицированным языком. НЛ осознанно культивируются обществом: создаются грамматики, словари, справочники, отражающие НЛ; ей обучают в школах, ей придерживаются в официальном и культурном общении и т.п. НЛ помогает стандартному (литературному) языку сохранять свою стабильность, целостность и общепонятность. Она защищает стандартный язык от потока просторечия, диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов. Это позволяет стандартному языку выполнять культурную функцию. НЛ охватывает все уровни языка - от фонетики до синтаксиса. В литературном языке различают нормы письменной и устной форм речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
- лексические нормы
- грамматические нормы
- стилистические нормы Специальными нормами письменной речи являются:
- нормы орфографии
- нормы пунктуации Только к устной речи применимы:
- нормы произношения
- нормы ударения
- интонационные нормы Кроме того, всякий развитый стандартный (литературный язык) имеет функциональные стили, каждому из которых присущи свои нормы - правила отбора и организации языковых элементов из числа принятых в литературном языке. Эти норы называют стилистическими. Ср.: арго, ж аргон, литературный язык, норма языковая, прост оречие, сленг, социолект, территориальный диалект.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.31 мб

Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка

Плотникова Светлана Владимировна
В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о нормах русского литературного языка.