НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (НРУ)

Найдено 1 определение
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (НРУ)
сопровождение коллективной деятельности формальными и неформальными правилами, актами принятия и применения норм управления, что обеспечивает адаптацию и целостность системы, формирование целей, контроль и мониторинг отклонений от норм и целей организации. С помощью НРУ индивидам и группам предписывается определенный вариант поведения; реальные отношения между индивидами и организациями программируются и оцениваются в соответствии с предписаниями. Фактическое поведение сравнивается с социальной нормой, а фиксация отклонений от нормы сопровождается применением санкций. Формируется система НРУ как совокупность норм и механизмов, упорядочивающих воздействие на поведение индивидов в организации. В управляемой системе выявляются «внутренний» и «внешний» аспекты НРУ. Внутренний определяется имманентной включённостью регуляторов в сам процесс коллективной деятельности, рефлексией и самоуправлением людей, вступающих в коммуникацию. В связи с этим возникает неформализированный уровень НРУ, включающий оценки со стороны общественного мнения, обычаи, традиции, нравы, привычки. Но здесь, на первичном уровне, воспроизводится многомерный комплекс возможностей, рост «селективности» (Н. Луман), т.е. выборов возможных действий индивидов и групп, расширяющих риски. Соответственно, с такой многомерностью, растёт и неопределённость, снижение которой возможно за счёт внешнего институционального (формализированного) уровня НРУ, благодаря которому часть неформализованных элементов системы НРУ, носящих имплицитный характер, может быть эксплицирована с помощью вербализации (и сопутствующей ей символизации) и адекватно репрезентирована. Редуцирующие комплексность нормы упрощают восприятие и интерпретацию, позволяют обеспечить включение индивидуальных и групповых мотивов в систему общих ожиданий и действий. Внешний аспект системы НРУ обусловлен наличием среды, посылающей импульсы (вызовы) системе, а, кроме того, её усложнением, ведущим к возникновению нескольких уровней управления, на каждом из которых могут воспроизводиться и интерпретироваться редуцирующие нормы.
Несмотря на единство субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в организации, система НРУ может подвергаться управляющим воздействиям «сверху», т.е. выступать в качестве объекта управления и оптимизации. Разделение на «внешний» и «внутренний» аспекты важно для операционализации понятия НРУ и типологии организаций, например, с помощью концепта «нормативной культуры». Для этого применяется, например, таксономический анализ с введением характеристик: степень критичности нормативного поведения, дихотомия «инновационность – консервативность», степень формализации норм, ценностные основания легитимности нормативной системы (Н.Н. Покровская). Так, критерий осознанности и степени критического отношения к нормам, позволяет выделять «слабые» и «сильные» нормативные культуры. В «сильных» культурах нормативная система прочно занимает господствующее место в процессе принятия решения. Это достигается за счёт генерализации влияния – трансляции общих норм, редуцирующих комплексность во временном, предметном и социальном измерении, что обеспечивает авторитет и репутацию определённого лидера и его программ (Н. Луман). В «слабых» нормативных культурах превалируют установки, переводящие критику и обсуждение в «торг» по вопросу соблюдения (несоблюдения) норм, поскольку редуцировать комплексность и снизить неопределённость не удаётся. «Сила» («слабость») зависит от степени интернализации нормативной системы (восприятия норм как интегрированной части личности или как навязанных внешними структурами); характера рационализации норм в процессе критики; стабильности или изменчивости, глубины или поверхностного характера социализации; уровня индивидуализма или коллективизма. Для классификации систем НРУ применимы концепты «чистых типов» действия (М. Вебер) и типологии гражданской культуры (Г. Алмонд и С. Верба). См. также: Нормативная культура управления.
Лит.: Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 томах. Т. 4. М., 1984; Вебер М. Протестантская этика или дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990; Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // ПОЛИС, 1992, № 4; Тихонов А.В. Социология управления. М., 2009; Покровская Н.Н. Нормативная регуляция социального поведения. СПб.,2008; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997; Луман Н. Власть. М., 2001. В.М. Капицын

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.