НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
соц нормы, регулирующие отношения между управляющими и управляемыми. Для регламентации управленч. отношений нередко создаются специально для этого предназначенные нормы. Они применяются в сочетании с основной массой общих правил, предопределяющих поведение людей и организаций. Н.у. создаются органами гос-ва, обществ. организациями, а также практикой общения. Важную роль в их формировании играют сами организации, внутри к-рых формируются локальные нормы, фиксируемые в приказах, инструкциях, распоряжениях, традициях. В этих актах уточняются права и обязанности, устанавливаемые в общих соц. нормах. Н.у. являются той основой, на к-рой базируются организованность и дисциплина. Лит.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. B.C. Толстой.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
разновидность социальных норм в отношениях управления, поддерживающих «регулярность и порядок» (К. Маркс) в организациях (корпорациях, сообществах, государствах). НУ, в широком смысле, включают социальные нормы (мораль, право, этикет, предписания религии, правила менеджмента), как созданные на основе опыта совместной деятельности и, так или иначе, полезные для деятельности различных организаций. НУ, в узком смысле, соединяют в себе, в основном, нормы права и правила менеджмента. НУ. присущи следующие признаки: а) как правило, письменная форма, в отличие от более широкого понятия «акты управления»: последние могут проявляться в форме устных приказов и распоряжений (особенно в армии, полиции), сигналов и знаков (конклюдентных актов), например, регулирующих дорожное движение; б) особая значимость для их действенности административных предписаний в виде нормативных и индивидуальных правовых актов; в) преимущественно процессуальный характер, что отражается, например, в принятии административных регламентов; г) использование норм морали и профессиональной этики, в том числе в специальных этических кодексах государственных служащих, менеджеров, бизнесменов; д) регулирование, как правило, «вертикальных» (иерархических) отношений руководителей и подчинённых, органов, отвечающих за общественный порядок, и граждан, муниципальных служащих и жителей; е) периодическое подключение «обратной связи», т.е. учёт мнения подчинённых и населения, элементы отчётности управляющих; последнее больше характерно для англосаксонской правовой системы; ж) иерархизация в самом корпусе НУ, в зависимости от статуса субъекта управления, принимающего (издающего) их; з) сопряжение социальных и технических составляющих, регулирующих связи людей с приборами и устройствами (в том числе электронными средствами) требует интенсивного взаимодействия культуры и техники и предопределяет повышение роли правил менеджмента в общей системе НУ; принятие большого количества технических стандартов, строительных, санитарных, экологических и других правил. Гармонизация административно - правовых норм и правил менеджмента – важное направление в совершенствовании НУ. Административные правовые нормы – вертикально структурированные внеличностные регуляторы в системе управления, прежде всего, государственных и муниципальных органов и учреждений, а также негосударственных организаций, выполняющих функции, переданные им государством (муниципалитетом). Они утверждаются законами и подзаконными актами. Правила менеджмента в большей степени связаны с личностью руководителя, направлены на рационализацию использования материальных, финансовых, организационных, информационных, человеческих ресурсов для достижения целей учреждения (предприятия), закрепляются с помощью внутренних актов управления: приказов, должностных инструкций, штатного расписания, программ, проектных документов, а так же корпоративных традиций и организационных экспериментов. Например, такая норма, как среднее количество сотрудников на одного руководителя, устанавливается на основе универсальных принципов и локального опыта управления и закрепляется штатным расписанием. В зависимости от характера системы управления, в содержании НУ может превалировать или административное правовое начало (в государственном управлении – public administrative management, а также крупных учреждениях и корпорациях), или менеджерское (бизнес-менеджмент в негосударственных учреждениях, малых и средних предприятиях). Тем не менее, происходит сближение этих начал в направлении гармонизации НУ. Это проявляется, например, во взаимодействии норм гражданского и административного права, расширении действия принципов менеджмента в государственном и муниципальном управлении (государственные услуги, государственные гражданские служащие, договоры и юридические лица публичного характера, государственно-частное партнёрство, саморегулирующиеся организации, «электронные правительства», «электронные муниципалитеты» и т.д.). См. также: Управление.
Лит.: Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада (США, Великобритания, Франция, Германия). М., 2001; Щегорцов В.А. Таран В.А. Менеджмент. М., 2005; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002; Правовое обеспечение государственной службы. М., 2005; Стандарты качества как критерии государственного управления // Проблемы современного государственного управления в России. Тр. науч. семинара. М., 2009, вып. 5(26). В.М. Капицын

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
310.63 кб

Социальные нормы в системе государственного управления

Половинкин Валерий Анатольевич
Автор проводит теоретическое исследование совершенствования системы государственного управления.
Читать PDF
1.46 мб

Организационные нормы в контексте осуществления управленческих практик

Арутюнян Гриша Атомович
В представленной статье анализируется влияние организационных норм на формирование и реализацию управленческих практик.
Читать PDF
205.86 кб

Социокультурные традиции, правила и нормы управления хозяйственными организациями в России

Варчук Вячеслав Владимирович
Читать PDF
838.40 кб

Отраслевые нормы времени как основа для реализации управленческих сценариев в библиотеке вуза

Мансурова С.Е.
Использование нормативов времени (труда) при подготовке планов и отчётов библиотеки, а также в качестве инструмента управления персоналом, как никогда актуально в условиях формирования/выполнения государственного задания на оказан