НОВЫЕ ЛЕВЫЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Новые левые
New Left), движение радикальной интеллигенции 1960-х гг., распространившееся во всех осн. странах Запада. Н.л. были социалистами по духу, но отличались критическим настроем по отношению к соц. и ком. партиям Запада и к ортодоксальному коммунизму, распространившемуся в то время в Вост. Европе. Осн. внимание они уделяли таким факторам, как средства массовой информации и рост потребления, сдерживавшим рев. противостояние капитализму. Программные произв. для Н.л. — кн. Культура и общество (1958) Реймонда Уильямса и Одномерный человек (1964) Маркузе. Идеи Н.л. оказали большое влияние на ряд движений, напр., против войны во Вьетнаме (1964—75), и сыграли важную роль во время студенческих выступлений в Париже в мае 1968 г., к-рые привели к реформам в области образования и адм. управления.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
англ. New Left; нем. Neue Linke. Совокупность леворадикальных идейных течений и полит, движений, возникших в 50-70-е гг. XX в. в ряде западных стран, противопоставляющих себя "старым левым". Теоретическим источником "Н. л. " является неомарксизм, франкфуртская школа, экзистенциализм. "Н. л. " характеризуются критикой репрессивных тенденций капиталист, общества и культуры и призывом к их разрушению посредством создания контркультуры. "НОВЫЕ ПРАВЫЕ" - англ. New Right; нем. Neue Rechte. Совокупность праворадикальных соц.-философских течений, возникших в ряде стран Запада в 70-е гг. XX в. в качестве реакции на теории неомарксистов и "новых левых". Позиция "Н. п. " характеризуется отрицанием демократических принципов и эгалитаризма, формированием теории "нового" общества, отличного от капиталист, и социалист., реставрирующего ряд соц. институтов докапиталистического строя.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
New Left) — свободная группировка интеллектуальных движений в Великобритании и США с 1950-х гг., основывающихся на марксизме и заинтересованных в поощрении социализма. "Новые левые" характеризовались тенденцией критического отношения к Советскому Союзу и дистанцированного восприятия жестких форм марксистского анализа. Подавление Россией Венгерской революции в 1956 г. было важным водоразделом. В этот период многие из будущих активных "новых левых" покинули Коммунистическую партию. Перевод и возможность знакомства с более "гуманистическими" работами Маркса также имели существенное значение. В Великобритании с этим движением связаны многие ведущие интеллектуалы, включая историков Эдварда Томпсона и Перри Андерсона, культурного теоретика Раймонда Уильямса и социолога Стюарта Холла. Ведущий теоретический журнал движения — "New Left Review". "Новые левые" охватывают разные радикальные социальные и политические движения, включая кампанию за ядерное разоружение и феминистское движение. В США Движение за гражданские права и против войны во Вьетнаме могут также рассматриваться как часть "новых левых". Несмотря на некоторые связи, они отличаются от троцкистских или маоистских политических организаций (чаще относимых к "старым левым") и от городских террористических группировок, вроде Баадера Мейнхоффа или "Фракции красной армии". Примечательно, как за эти годы многие из изначально радикальных идеи новых левых, существовавших поначалу за пределами или лишь в незначительной мере в пределах академических кругов, вошли в академический дискурс социальной науки (например, см. Культурные исследования; «Хистори Уоркшоп Джорнал»). В 80-е гг. и в Великобритании, ив США движение было уравновешено появлением "новых правых", нашедших выражение в исследовательских организациях типа Института Адама Смита и Центра политических исследований, а также журналах, например, "Salisbury Review". Однако последним еще предстоит завоевать тот плацдарм в социологии, который занимают "новые левые". См. также Радикальная социальная служба.

Источник: Большой толковый социологический словарь

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
совокупность идейно-политических течений конца 60 — начала 70-х гг. в капиталистических странах, представители к-рых выступали с критикой теории и практики «старых левых» — коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах совр. революционного движения. Словосочетание «Н. л.» вошло в широкий обиход после «Письма к новым левым» Ч. Р. Миллса, опубликованного в кач-ве программного документа в 1961 г. По утверждению Миллса, «потерпели крах» именно те «движущие силы исторического развития» (прежде всего рабочий класс), на к-рые ориентировались «старые левые», стремившиеся «изменить структуру» капиталистического об-ва; по его мн., студенческие выступления начала 60-х гг. в Турции, Южной Корее, Японии, Англии и США, а также кубинская революция («средний возраст» руководителей к-рой составлял 30 лет) позволяют заключить, что движущей силой коренных социальных изменений становится молодежь. Наряду с ростом политической активности молодежи, сопровождавшейся появлением на Западе множества студенческих организаций «лево»-анархистского и троцкистского толка, решающим для формирования «Н. л.» стал подъем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах Африки и Латинской Америки. Осмысление особенностей этого движения в новой исторической обстановке, стратегии и тактики его вождей привело идеологов «Н. л.», таких, как Ф. Фанон и Р. Дебре, [2] к выводу о том, что осн. революц. силой современности явл. крестьянство, «деревня» вообще, не коррумпированная еще «зап.-бурж.» цивилизацией; городская интеллигенция и студенчество смогут возглавить это движение в том случае, если, сыграв роль «детонатора» крестьянского восстания, они откажутся от своего образа жизни, уйдут «в горы» и будут создавать партизанские отряды, вовлекая в них крестьян. При этом особый акцент «Н. л.» делали на насильственные политические методы борьбы, в особенности на вооруженное насилие, критикуя за их недооценку «старых левых». У Фанона, чьи идеи были переведены на язык «левой» политической богемы Ж.-П. Сартром, эта тенденция получает гипертрофированный характер.
Преувеличению «всеобщего» значения стратегии и тактики крестьянских вооруженных восстаний, предложенных «Н. л.» в кач-ве «модели» и для индустриально развитых капиталистических стран, способствовала тенденциозная интерпретация «Н. л.» «китайского опыта», к к-рому они особенно часто апеллировали. В этой связи популярность среди «Н. л.» получили идеи создания «партизанского очага» как базы революции и «великого похода» как средства ее распространения по всей стране. В тех странах, где о крестьянстве в традиционном смысле говорить было трудно, «крестьян» должны были заменить «революционные интеллектуалы» и «студенты»; там, где не было африканских или латиноамер. джунглей, стали говорить о «каменных джунглях» больших городов, где также должны быть созданы партизанские отряды («городские герильи»). Значит, толчок развитию мысли «Н. л.» в этом направлении дал Дебре, к-рый ссылался на опыт кубинской революции.
Большую роль в переосмыслении представлений о совр. революц. процессе в духе переориентации на восточный образец сыграл неомарксизм с его идеей «поражения» зап. культуры и цивилизации, зап. «типа рациональности» вообще. Если «закат Европы» уже состоялся (Адорно), а либерально-демократические «декорации» совр. капиталистических стран лишь прикрывают их «фашизоидную» сущность (Маркизе), «света» приходится ожидать лишь с Востока и вообще от сил, находящихся за пределами — на периферии или на дне — «позднекапиталистической цивилизации». В Зап. Европе этот комплекс идей вылился, с одной стороны, в движение «внепарламентской», гл. обр. студенческой, оппозиции (его лидеры — Р. Дучке, Кон-Бендит, У. Бергман и др.), а с др.—в «прямые действия» левоэкстремистских групп, превратившихся со временем в террористические организации («Красные бригады» в Италии, «Фракция Красной Армии» в ФРГ и пр.). Сразу же после «пика», наступившего в конце 60-х гг., движение «Н. л.» резко пошло на спад.
Осн. причиной этого было негативное впечатление, к-рое вызвали у зап. общественности левоэкстремистские «прямые действия» «Н. л.», зачастую выливавшиеся в акты вандализма и терроризма, а также парадоксы «практики» соединения социальной революции с сексуальной, ассоциирующиеся с неприемлемым образом жизни.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
736.40 кб

«Новые левые» в Европе. (обзор)

Жирнов Олег Александрович
Рассматривается феномен «новых левых» в европейском левом движении, дается их классификация в соответствии с их программными установками, оценивается деятельность на национальном и региональном уровнях, их позиция по отношению к н
Читать PDF
338.43 кб

«Старые» и «Новые» левые в Латинской Америке: пример Бразилии и Венесуэлы

Неверов Кирилл Алексеевич
«Левый поворот», произошедший в ряде государств Латинской Америки в начале 2000-х гг., привел к разделению «левых» региона на «старых» и «новых».