Объект и предмет социологического исследования
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект социологического исследования –определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практическими целями. Определение объекта и предмета исследования, исходя из его целей, и уточнение проблемной ситуации –непременная составляющая теоретико-методологического раздела программы социологического исследования. В эмпирическом социологическом исследовании границы объекта должны быть строго определены в пространстве и времени в соответствии с целями исследования, а его предметная область не должна выходить за границы очерченного объекта.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Объект и предмет социологического исследования
объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет - объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики - раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования - предмет исследования - предмет изучения. Например: студенческая группа - успеваемость - оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период (см. также: метатеория).
Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
объект социологич. исследования - определенная соц. реальность, не зависящая от исследователя; предмет - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте (напр., соц. структура) может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практич. целями (напр., соотнесение соц.-профессиональной структуры с соц.-классовой, изменения в соц. структуре, ее развитие, соц. перемещения и т. д. Определение какого-то фрагмента соц. реальности в качестве объекта и выделение в нем предмета социологич. исследования диктуется проблемной ситуацией, т. е. необходимостью минимизировать или преодолеть нек-рое соц. противоречие. Для этого требуется уяснение его природы, порождающих условий, если они неизвестны или известны недостаточно для успешных практич. действий. Именно проблемная ситуация "создает" предмет исследований, а локализация проблемной ситуации в тех или иных явлениях соц. реальности - онтологич. основание для выделения объекта изучения. Предмет теоретико-ориентированного социологич. исследования, цель к-рого установление объективных закономерностей развития и функционирования соц. объектов (и об-ва в целом - предмет общей социологич. теории), представляет собой идеализацию в форме теоретич. определений и понятий, отражающих существенные свойства и отношения эмпирич. реальности, а предмет прикладного социологич. исследования, цель к-рого - практич. управление соц. системами и процессами, есть рез-т "обратного движения" от идеализированных объектов к реальным, подлежащим собственно эмпирич. иследованию. Определение объекта и предмета исследования, исходя из его целей (теоретико-познавательных, теоретико-практич., практически-управленч.), и уточнение проблемной ситуации непременная составляющая теоретико-метода раздела программы социологического исследования (см.). При этом в программе преимущественно теоретически ориентированного исследования сначала уточняется его предмет (что именно следует изучать), а затем определяются границы объекта (или объектов) изучения, т. е. те конкретные соц. ин-ты, отношения, процессы и т.д. в к-рых лучше всего выражено соц. противоречие, составляющее предмет социологич. исследования (где и на каких объектах следует изучать то, что нас интересует). В преимущественно прикладном социологич. исследовании, напротив, реальный объект, к-рым надлежит управлять, задан целью исследования, предмет исследования (то, что создает соц. проблемы) подлежит уточнению применительно именно к данному конкретному объекту. Напр., социолог на предприятии имеет заданным свой объект (предприятие), выделяя предметом исследования те или иные его стороны, процессы, состояния в зависимости от практич. потребности управления и соц. планирования. Социолог-теоретик уточняет проблему и предмет исследования (напр., стимулирование трудовой активности) и затем границы объекта исследования (сферы трудовой деятельности, ее виды, конкретные коллективы и т. д.), в к-рых локализуется предмет, с тем чтобы выявить типич. связи и отношения в данной предметной области (в нашем случае - стимулирование трудовой активности). В эмпирич. социологич. исследовании границы объекта должны быть строго определены в пространстве и времени в соответствии с целями социологич. исследования, а его предметная область не должна выходить за границы очерченного объекта. Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.А. Ядов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия