ОБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ОБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
школа в рус. социологии, возникшая во второй половине XIX в., основателями к-рой были Ткачев, де Роберти, Михайловский. Методологической основой О.ш.в.с. явл. Объективизм, т.е. ориентация познания на объективно существующие соц. связи, на воздержание от оценочных суждений, мировоззренческую нейтральность и рассмотрение его объекта в качестве системы, подчиняющей себе поведение частей (2). Зачатки объективизма появляются у Ткачева, к-рый настаивал на объективном (критическом) анализе реальных фактов посредством наблюдения и сравнения. Программа объективной социологии была намечена в трудах де Роберти, к-рая включала три цели: 1) построить биосоциальную гипотезу о природе надорганического, суть к-рой заключается в следующем: если обществ, явление и следует за биологическим фактом, то оно всегда предшествует факту психологическому, и только из глубины «соборной или коллективной души» может выделиться «моральная личность»; 2) определить метод, пригодный для изучения соц. фактов, в качестве к-рого выступает индукция, но не традиционная («причина-следствие»), а новая («причина-следствие-причина»), позволяющая анализировать факты с телеологической точки зрения; 3) установить общий закон, объясняющий соц. эволюцию (1,3). Систематизация объективной социологии была осуществлена Ковалевским, к-рый, выступая против крайностей биологизма и психологизма в социологии, поставил задачу нахождения объективного метода, снимающего эти крайности. Решая эту задачу, он разрабатывает сравнительно-исторический метод и устанавливает правила его применения: 1)  максимально широкая основа сравнения и сопоставления соц. фактов; 2) использование достижений всех наук, привлекаемых к решению проблемы, и сопоставление их рез-тов с целью обнаружения повторяемости; 3) учет всестороннего, системного характера обществ, жизни; 4) конкретно-исторический подход к развитию каждого народа в контексте общих закономерностей. Рез-том последовательного применения данного объективного метода Ковалевским стали его «теория факторов» и «теория прогресса» (2).
Лит.: 1) Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996; 2)   Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993; 3)   Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. Г.П. Зинченко

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001