раскрытие сущности изучаемого объекта посредством социального закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты. О. с. предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. Объяснительная структура включает в себя, с одной стороны, положение или совокупность положений, отображающих объясняемый объект, с другой – совокупность объясняющих положений. При отсутствии одной из них нет и объяснения. Любое объяснение определяется по крайней мере тремя факторами: характером объясняемых положений, характером объясняющих положений и характером взаимосвязи объясняемого и объясняющего, т. е. механизмом объяснения.
Характер объясняемых положений выявляется в ходе социологического описания, которое опирается на социальные факты и эмпирические социальные регулярности. В качестве объясняющих положений выступают законы, закономерности, тенденции, в контексте которых происходит осмысление объясняемого объекта. Объяснения по характеру их механизма подразделяют на объяснения через собственный закон (теорию, гипотезу) и через модельное объяснение.
Модельное объяснение дается объекту в тех случаях, когда его нельзя объяснить с помощью собственных законов (теорий). В этом и сила и слабость модельного объяснения. Сила – в возможности объяснить объект еще до построения теории, отображающей этот объект; слабость в том, что оно имеет в известной мере предварительный характер. Для построения адекватных объяснительных моделей в социологии имеются две возможности: моделирование социального объекта с помощью другого социального объекта и обращение к известным моделям, например, логико-математическим. Наиболее развитая форма О. с. – объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания.
В науке широко используется форма О. с., заключающаяся в установлении причинных, следственных, функциональных и других видов связей объясняемого объекта с условиями, факторами и обстоятельствами, его порождающими. Основанием таких О. с. выступают общие категориальные схемы, а сами О. с. могут служить исходным пунктом развития представлений об объекте в теоретическое знание. Объяснение называется причинным в случае установления закономерной связи (или отношения) объясняемого объекта с процессами и событиями, создающими условия возникновения этого объекта. Суть причинного объяснения – в указании причины и того закона, в соответствии с которым эта причина и порождает объясняемый объект. При этом причина не просто предшествует следствию во времени, а в известном смысле запечатлевает в нем (в его сущности) свою природу, так что по этой цепочке передаются определенные сущностные свойства. Объяснение называется следственным, если оно содержит указание на следствие и тот закон, в соответствии с которым это следствие порождено объясняемым объектом. Поскольку каждый объект включен в бесконечную цепь причинно-следственных отношений, постольку, будучи следствием одного объекта, он в свою очередь становится причиной другого. Благодаря этому сущность объекта может раскрываться путем анализа не только его причины, но и его следствия. Объяснение называется функциональным, если тип следствия представляет собой функцию, инвариантно присущую и способствующую сохранению объясняемого объекта. Все более широкое использование функционального объяснения обусловлено тем, что объектом исследования становятся сложные функциональные системы. Ввиду сложности и многогранности объектов их сущность не может быть исчерпана каким-либо одним видом объяснения. Поэтому в социологической практике, как правило, даются сложные – комбинированные и смешанные – объяснения. Раскрытие сущности социальных явлений в силу их многогранности может быть осуществлено лишь путем применения качественно различных типов объяснения (причинного, следственного, функционального, структурного и др.). Кроме того, процесс объяснения объектов, находящихся в сфере действия соответствующих объективных законов, является одновременно и процессом уточнения и развития теоретического знания. Таким образом, решение объяснительных задач представляет собой важнейший этап развития концептуального аппарата социологической теории.
Лит.: Андреева Г. М., Никитин Е. П. Методы объяснения в социологии // Социология в СССР: в 2 т. – М., 1966. – Т. 1; Никитин Е. П. Объяснение – функция науки. – М., 1970; Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987. Г. Н. Соколова