Обработки социальной информации теория

Найдено 1 определение
Обработки социальной информации теория
(processing social information theory, апрацоўкі тэорыя сацыяльнай інфармацыі) описывает особенности компьютерно-опосредованной коммуникации, развитие социальных отношений онлайн и социальные факторы принятия решения об использовании канала для передачи информации. В отличие от теории богатства медиа, опирающейся на соответствие канала передачи информации сложности и однозначности задачи, ОСИТ подчеркивает факторы социального конструирования использования новых медиа. Теория ОСИТ появилась в 1978 г. в исследовании Джеральда Салансика и Джефри Пфеффера о факторах отношения к работе. Подход с.о.и. был предложен как альтернатива рационализирующему представлению о том, что отношение к работе — результат соединения внутренних потребностей человека и объективных свойств работы. ОСИТ фокусирует внимание на сочетании «субъективных» факторов: социального контекста и осознания последствий предыдущих решений индивида. Согласно ОСИТ, текущий социальный контекст влияет через повседневный дискурс на отношение и поведение индивида. Это происходит как напрямую (через не / одобрительные высказывания), так и опосредованно, через акцентирование и интерпретацию определенных аспектов окружения и собственных потребностей индивида. Согласно теории с.о.и., индивид в своих решениях стремится соответствовать окружению и адаптирует свои решения к окружению и контексту, что сближает ОСИТ с теорией спирали молчания Э. Ноэль-Нойман и другими теориями социального конструирования решений и отношения. В 1990-е гг. теорию с.о.и. развивал Джозеф Уолтер в направлении возможности формирования социальных отношений в отсутствие невербального канала общения. Уолтер указывает на то, что формирование впечатления — индивидуализированного ментального образа собеседника — возможно и с использованием только компьютерно-опосредованной коммуникации. С т.зр. Уолтера, полноценными эквивалентами невербального общения выступают пересылаемые собеседниками словесные и графические сообщения. Поскольку обмен текстовыми сообщениями, по сравнению с межличностным общением, требует повышенных затрат времени, продолжительность сеансов коммуникации и длина сообщений выступают индикаторами близости социальных отношений онлайн. С точки зрения Уолтера, возможность поддержания социальных отношений онлайн обусловливает формирование виртуальных электронных сообществ, функционирующих в электронных социальных сетях (таких как Facebook), а также проектов, основанных на сотрудничестве пользователей («Википедия» и др.). Критика теории ОСИТ обращается как к теоретическим предпосылкам социального конструирования решений и отношений, преуменьшающим значение технических характеристик различных медиа, так и к представленным экспериментальным данным, которые, в свою очередь, зависят от социального контекста и могут игнорировать влияние индивидуалистических / коллективистских ценностей и другие эффекты социально-культурного контекста коммуникации.
Литература Fulk J. A Social Information Processing Model of Media Use in Organizations / J. Fulk, C.W. Steinfield, J. Schmitz, J.G. Power // Communication Research. 1987. № 5. P. 529-552. Salancik G. R. A Social Information Processing Approach to Job Attitudes and Task Design / G.R. Salancik, J. Pfeffer // Administrative Science Quarterly. 1978. № 2. P. 224-253. Walther J. B. Interpersonal Effects in Computer-Mediated Interaction: A Relational Perspective // Communication Research. № 1. P. 52-90. А. Широканова

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016